Усыновление иностранными гражданами российских детей - STROYALT.RU

Усыновление иностранными гражданами российских детей

Домашняя правовая энциклопедия. Семья и дети. Усыновление иностранными гражданами

Усыновление иностранными гражданами

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, когда невозможно передать этих детей на воспитание гражданам России, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от их гражданства и места жительства.

Запрещена передача детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за ее пределами, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении 12 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Представлять интересы граждан России, постоянно проживающих за пределами ее территории, иностранных граждан или лиц без гражданства может специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в России.

Иностранные граждане или граждане России, постоянно проживающие за границей, являясь кандидатами или усыновителями, имеют точно такие же права и обязанности, что и российские граждане.

Куда обратиться?

Кандидаты в усыновители обращаются с заявлением в суд по месту жительства (нахождения) ребенка в общем порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Список подаваемых документов тот же, что и для российских граждан. Территориальный орган опеки и попечительства представляет в суд свое заключение об обоснованности усыновления.

Кроме того, кандидаты должны представить заключение компетентного органа государства, гражданами которого они являются (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд ребенка в страну и его постоянное там проживание.

Документы иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке, после чего переведены на русский язык и нотариально заверены.

Иностранным гражданам или лицам без гражданства при усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ и проживающего за ее пределами, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта России, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России.

Необходимые документы

Для получения такого разрешения эти лица представляют через соответствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории РФ, следующие документы:

— копию свидетельства о рождении ребенка, заверенную в установленном законодательством РФ порядке;

— согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста, на усыновление;

— согласие родителя(ей) ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых усыновление ребенка допускается без согласия родителей;

— заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;

— иные документы, представляемые иностранными гражданами или лицами без гражданства для усыновления детей, являющихся гражданами РФ, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами РФ, никогда не проживали на территории России, предварительное разрешение на усыновление дает Министерство образования и науки Российской Федерации.

Усыновление ребенка в этих случаях производит компетентный орган того государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — компетентный орган государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства).

Учет детей — граждан России, усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, производит консульское учреждение России, находящееся в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения — дипломатическое представительство Российской Федерации.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Домашняя правовая энциклопедия

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос или хотели бы увидеть новый раздел в энциклопедии — присылайте свои вопросы, пожелания и предложения в редакцию. Мы обязательно учтем их в развитии издания.

Вы можете написать письмо в редакцию Домашней правовой энциклопедии, заполнив форму с обращением на нашем сайте или отправить Ваш запрос по электронной почте на адрес dpe@garant.ru.

См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.

Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.

Круг освещаемых тем охватывает все важнейшие сферы жизни современного человека — семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения с банками, автомобиль, туризм, вопросы гражданства, работа, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, служба в армии и многое другое. Практически любой человек, независимо от его возраста, семейного положения и благосостояния, найдет в книге полезную для себя информацию.

Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.

При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П. Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д. А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О. Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.

Над обновлениями Домашней правовой энциклопедии работали: Амирова Л. В., Бадалян Ю. В., Васильев А. С., Воронова Е. В., Демченко Д. М., Дроздова А. В., Иванов А. В., Кошелев С. В., Мазухина А. С., Прибыткова М. В., Рижская М. П., Родюшкин С. П.

ВИЧ — Вирус иммунодефицита человека

ВС РФ — Верховный Суд РФ

Вуз — Организация высшего образования

ГВЭ — Государственный выпускной экзамен

ГД — Государственная Дума

ГИА — Государственная итоговая аттестация

ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГК — Гражданский кодекс

ГПК — Гражданский процессуальный кодекс

ГЭК — Государственная экзаменационная комиссия

ДТП — Дорожно-транспортное происшествие

ЕГЭ — Единый государственный экзамен

ЕДВ — Ежемесячная денежная выплата

ЖК — Жилищный кодекс

ЖСК — Жилищно-строительный кооператив

ЗК — Земельный кодекс

ИКТ — Информационно-коммуникационные технологии

КАС — Кодекс административного судопроизводства

КИМ — Контрольные измерительные материалы — комплексы заданий стандартизированной формы при проведении ГИА

КС РФ — Конституционный Суд РФ

МВД — Министерство внутренних дел

МРОТ — Минимальный размер оплаты труда

МСЭ — Медико-социальная экспертиза

НДФЛ — Налог на доходы физических лиц

НК — Налоговый кодекс

ОГЭ — Основной государственный экзамен

ОСАГО — Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев

ПДД — Правила дорожного движения

ПТС — Паспорт транспортного средства

ПФР — Пенсионный Фонд России

РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РФ — Российская Федерация

СК РФ — Семейный кодекс РФ

СНГ — Содружество Независимых Государств

СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета

СССР — Союз Советских Социалистических Республик, Советский Союз

СТС — Свидетельство о регистрации транспортного средства

СФ — Совет Федерации

ТК — Трудовой кодекс

ТС — Транспортное средство

УК — Уголовный кодекс

УПК — Уголовно-процессуальный кодекс

ФЗ — Федеральный закон

ФКЗ — Федеральный конституционный закон

ЦБ РФ, ЦБР — Центральный банк РФ, Банк России

ЧАЭС — Чернобыльская атомная электростанция

Усыновление российских детей иностранными гражданами

В 2021 году в федеральном банке данных о детях-сиротах находятся сведения о 43 100 детях, оставшихся без родительского попечения. Большинство из них состоят на учете не 1 год. Закон предусматривает возможность семейного устройства несовершеннолетних за пределами страны. Рассмотрим, как проходит усыновление российских детей иностранными гражданами.

Кому допускается усыновление российских детей?

С 2010 года действует ограничение на усыновление российских детей гражданами других стран. Наложен полный запрет на прием российских несовершеннолетних гражданами США (ст. 4 ФЗ от 2012 № 272).

Беспрепятственно могут усыновить российского ребенка граждане СНГ, Италии, Испании, Франции, Великобритании. Однако Постановление Правительства от 2000 года № 275 устанавливает ограничение. Правом на принятие в семью российского ребенка иностранцы наделяются только через 12 месяцев после поступления сведений о нем в региональный банк данных.

Усыновление возможно, если за 1 год несовершеннолетний не был передан в семью:

  • родственников-граждан РФ;
  • родственников-иностранных граждан;
  • посторонних граждан РФ.

Порядок усыновления иностранцами

Для получения заключения о возможности быть кандидатом, иностранные граждане должны соответствовать требованиям, предъявляемым к усыновителям:

  • не иметь судимости;
  • не иметь заболеваний, препятствующих исполнению родительских обязанностей;
  • иметь высокий доход;
  • иметь денежные средства на счету;
  • иметь жилплощадь;
  • пройти подготовку для кандидатов в усыновители;
  • иметь опыт общения с детьми;
  • не быть лишенным дееспособности;
  • не состоять на учете в качестве алкоголика или наркомана.

Если кандидат является гражданином страны, которая разрешает однополые браки, то он обязательно должен состоять в браке с лицом противоположного пола. Запрещается усыновление несовершеннолетних граждан РФ лицами, состоящими в однополом браке и одинокими гражданами, которые проживают в странах, разрешивших однополые союзы.

При этом, гражданин РФ, не состоящий в официальном браке, имеет право на усыновление вне зависимости от пола.

Помощь в усыновлении иностранными гражданами

На территории каждого региона осуществляют деятельность агентства по иностранному усыновлению. Это специализированные организации, которые оказывают помощь кандидатам-иностранцам.

Агентства оказывает услугу по сопровождению процедуры усыновления с момента заключения договора и до предоставления отчетов об усыновленном. Услуга оказывается на платной основе.

Важно! Кандидаты не обязаны пользоваться услугами агентства.

На практике, услуги агентства значительно упрощают процедуру иностранного усыновления. Специалисты предоставляют услуги переводчика, нотариуса, сопровождение агента при визите в детский дом, отдел опеки и суд.

Процедура иностранного усыновления занимает длительное время. Период ожидания очереди может составлять 1-2 года + процесс усыновления (знакомство с ребенком подготовка документов, суд) от 10 до 18 месяцев.

Алгоритм действий

Процедура усыновления детей граждан РФ иностранными гражданами является более сложной, чем российское усыновление. Вопрос рассматривается краевым или областным судом. Требуется более серьезная подготовка.

Порядок действий:

  1. Сбор документов.
  2. Обращение в региональный банк данных о детях-сиротах РФ.
  3. Постановка на учет в качестве кандидата.
  4. Ожидание очереди.
  5. Получение предложений.
  6. Знакомство с ребенком.
  7. Оформление согласия.
  8. Судебное заседание.
  9. Получение судебного решения.
  10. Постановка на учет в консульство.

Иностранцы имеют право действовать самостоятельно или через специализированное агентство. Однако после усыновления заключение контракта с агентством является обязательным. Так как усыновителям придется 1 раз в 6 месяцев предоставлять отчет о проживании несовершеннолетнего в семье.

Сбор документов

Кандидат должен подготовить полный перечень документов, для получения заключения о возможности быть кандидатом в усыновители (ст. 271 ГПК РФ). Он включает:

  • гражданский паспорт;
  • сведения о доходах;
  • медицинское заключение;
  • сведения о судимости;
  • информация о жилплощади;
  • сведения о деньгах на счетах;
  • характеризующие материалы;
  • автобиографию;
  • сертификат о прохождении обучения.

Все документы предоставляются в виде оригиналов и копий, переведенных специалистом. Все копии и переводы должны быть легализованы консульством, переведены и нотариально удостоверены.

Важно! Все документы должны быть предоставлены в 2 экземплярах.

Также иностранцы должны иметь согласие на усыновление из уполномоченного органа своей страны.

Постановка на учет

С момента получения заключения о возможности быть усыновителем, иностранные граждане имеют право встать на учет в любом регионе РФ. Специалист вносит данные о кандидате в специальный журнал.

Предоставление сведений о детях проводится в порядке очереди. Очередность формируется в зависимости от даты постановки на учет.

Кандидат имеет право на информирование о процессе подбора ребенка. В случае, если в банке данных отсутствуют сведения о ребенке, который подходит под требования кандидатов, специалист регионального банке ежемесячно направляет сведения об отсутствии данных.

В случае появления подходящей кандидатуры, специалист направляет информацию о ребенке. Она содержит его имя, дату рождения, состояние здоровья и фотографию.

В случае, если иностранные граждане выражают желание познакомится с ним, они должны предоставить в региональный банк ответ.

Знакомство с ребенком

Постановление Правительства от 2000 года № 275 устанавливает обязанность кандидатов лично познакомиться с несовершеннолетним. Они обязаны посетить организацию для детей-сирот в которую ребенок помещен под надзор.

Усыновители обязаны ознакомится со следующей информацией:

  • личное дело ребенка;
  • сведения о родственниках;
  • медицинская документация.

По результатам ознакомления усыновитель должен заполнить заявление о получении сведений о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Он должен отказаться от претензий.

Обязательным условием является получение согласия несовершеннолетнего в возрасте от 10 лет. Он должен выразить свое мнение в письменной форме и устно подтвердить его в суде.

Также для процедуры усыновления необходимо получить согласие руководителя организации для детей-сирот. В случае положительного решения, в судебном процессе он выступает в качестве законного представителя ребенка.

Обращение в суд

Усыновление и удочерение иностранными гражданами проводится в областном или краевом суде региона. После подачи заявления в суд, граждане обязательно должны явиться лично на судебное заседание.

В процессе принимает участие:

  • представитель прокуратуры;
  • представитель управления региона по вопросам опеки и попечительства;
  • представитель агентства по усыновлению;
  • руководитель организации для детей-сирот;
  • усыновители;
  • переводчик.

Процесс является закрытым. Присутствие третьих лиц не допускается.

Представитель управления региона по вопросам опеки и попечительства обязан предоставить суду следующие сведения:

  • информация о несовершеннолетнем находились в свободном доступе;
  • знакомство с ним неоднократно предлагалось гражданам РФ;
  • у ребенка отсутствуют родственники, желающие принять его в семью;
  • он состоит на учете в региональном банке о детях-сиротах более 1 года;
  • у ребенка отсутствую родственники–иностранные граждане, которые желают принять его в семью.

Если суд посчитает, что несовершеннолетний может быть устроен на территории РФ, то он откажет в удовлетворении требований.

Постановка на учет в консульство

После вступления решения суда в законную силу, усыновители обязаны поставить несовершеннолетнего на учет в консульское учреждение.

Читайте также  Через сколько дней алкоголь полностью выводится из крови
№ п/п Документы для постановки на учет в консульство
1 Заявление о постановке на учет усыновленного ребенка
2 Паспорта усыновителей
3 Документ о рождении ребенка
4 Свидетельство об усыновлении

Важно! Отметка о постановке на учет проставляется в паспорте ребенка.

Отчет о проживании несовершеннолетнего в семье усыновителя должен содержать подробную информацию о состоянии здоровья ребенка, месте его проживания, фотографии. В случае перемены места жительства усыновители обязаны сообщить в консульство.

Судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда № 8 от 2006 года предусматривает необходимость изучения судом информации о том, что отдел опеки исчерпал все способы устройства несовершеннолетнего в семью российских граждан. При отсутствии доказательств суд откажет в удовлетворении требований.

Пример. Иностранная семья желала усыновить мальчика из г. Санкт-Петербург. Они подготовили документы, прошли все этапы подготовки. Суд отказал в удовлетворении требований, так как в материалах дела отсутствовал отказ от принятия несовершеннолетнего в семью приемного родителя, в которой воспитывался брат усыновляемого. Женщина представила в процесс заключение о возможности стать кандидатом и подтвердила, что желает принять ребенка в семью. Иностранная семья подала на апелляцию. Но вторая инстанция оставила решение без изменения.

Однако в ряде случаев при допросе в зале суда приемные родители братьев и сестер усыновляемого отказывались от принятия ребенка в семью.

Пример. Семья иностранных граждан хотела удочерить девочку, брат которой был под опекой у бабушки и дедушки. В процессе выяснилось, что отсутствуют сведения об отказе бабушки и дедушки от приема несовершеннолетнего в семью. Процесс был приостановлен. Родственники были вызваны в суд. Они подтвердили, что не считают девочку кровной внучкой и не желают принимать ее в семью. После чего процесс был продолжен. Суд удовлетворил требования усыновителей.

Статистика усыновления

Количество несовершеннолетних, переданных на иностранное усыновление с каждым годом уменьшается. В 2018 году иностранцами были усыновлены 256 детей. Аналогичный показатель 2017 года составляет 336 несовершеннолетних (на 23,8% больше), а в 2016 году – 433 ребенка (на 40,9% больше).

Основной причиной уменьшения числа усыновленных детей стало принятие ФЗ № 272 от 2012 года. Его появление обусловлено фактами жестокого обращения американскими усыновителями с российскими детьми.

Принятие закона имело значительный резонанс. Противники закона поясняли, что количество детей, пострадавших в приемных семьях РФ значительно больше. Однако закон был принят. С 2012 года наложен запрет на усыновление российских детей американскими гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство (если одно из них гражданство США).

Процедура семейного устройства в России имеет ряд особенностей. Поэтому иностранным гражданам сложно самостоятельно решить вопрос с усыновлением. Однако на помощь придут специализированные агентства. Если у вас возникли проблемы с иностранным усыновлением, необходимо получить юридическую поддержку. Оставьте заявку, и юрист немедленно окажет вам правовую помощь.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Статья 165 СК РФ. Усыновление (удочерение) (действующая редакция)

1. Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124 — 126, статьи 127 (за исключением подпункта 7 пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 — 133 настоящего Кодекса с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

2. В случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (с учетом положений пункта 2 статьи 6 настоящего Кодекса), усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.

3. Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Усыновление (удочерение) являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 165 СК РФ

1. Действующее законодательство РФ предусматривает возможность усыновления российских детей иностранными гражданами (такое усыновление часто именуют международным усыновлением) только при соблюдении ряда условий. Такие условия сформулированы в нормах как международного, так и российского права.

Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. ст. 20, 21). Это, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении. И, наконец, в-четвертых, недопущение, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.

Значительное внимание уделено иностранному усыновлению в Минской конвенции 1993 г. Согласно п. 1 ст. 37 указанной Конвенции усыновление или его отмена определяется по законодательству страны — члена Конвенции, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. В указанной статье также говорится о необходимости получить согласие на усыновление родителей или иных законных представителей ребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях, если законодательством страны, гражданином которой является ребенок, предусмотрено получение также его согласия на усыновление, согласие усыновляемого служит обязательным условием усыновления.

Аналогичные положения содержатся и в комментируемой статье.

Необходимость осуществления процедуры усыновления в соответствии с законодательством государства, гражданином (подданным) которого является усыновитель, обусловлена тем, что в большинстве случаев усыновленный ребенок переезжает на постоянное место жительства в страну, гражданином (подданным) которой является усыновитель. Соответственно необходимо, чтобы усыновление имело юридическую силу в данной стране.

Когда и ребенок, и один из супругов — граждане России, усыновление производится в порядке, установленном СК (см. комментарий к ст. ст. 124 — 144). В то же время международный договор РФ (многосторонний или с соответствующим государством) может установить иные правила.

2. При усыновлении иностранными гражданами ребенка, российского гражданина, должны быть соблюдены не только требования иностранного закона, но и одновременно требования Семейного кодекса РФ, касающиеся обеспечения интересов усыновляемого, которые имеют приоритет. Таким образом, можно говорить о необходимости соблюдения при международном усыновлении российских детей почти всех положений СК РФ, регулирующих отношения, возникающие при усыновлении, что по существу свидетельствует о том, что в данной статье законодатель установил в целях защиты интересов российских детей приоритетность норм именно российского права. Поэтому коллизионная привязка, закрепленная в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, является не основным, а скорее дополнительным критерием определения законодательства государства, подлежащего применению к международному усыновлению российских детей. Практически это означает применение к усыновлению и российского законодательства, поскольку дети, подлежащие усыновлению, порядок учета таких детей и потенциальных усыновителей, порядок усыновления, правила об обязательном согласии на усыновление родителей ребенка, заменяющих их лиц и самого ребенка, а также требования, предъявляемые к усыновителю, определяются по российскому законодательству.

В случае если эти нормы вступают в противоречие с законодательством страны гражданства усыновителя, применяются указанные нормы российского законодательства. Для того чтобы несколько скорректировать норму п. 1 комментируемой статьи, было внесено дополнение о том, что положения российского законодательства применяются с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. К числу таких международных договоров следует отнести Конвенцию о правах ребенка, Минскую конвенцию и Конвенцию 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления.

Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Наличие гражданства или его отсутствие определяется на момент подачи заявления об усыновлении или его отмене.

Усыновление иностранными гражданами устанавливается судом в порядке особого производства и с обязательным участием самих заявителей, органов опеки и попечительства, прокурора. При этом необходимо заключение органа опеки и попечительства о том, что соблюдены все интересы ребенка. Для решения вопроса об усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители, должны обратиться с заявлением и просьбой о подборе ребенка на усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по ведению учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи. В субъектах РФ это, как правило, отделы охраны прав детей и интернатных учреждений республиканских, краевых, областных управлений образованием либо центры усыновления, опеки (попечительства) или аналогичные структуры.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе обратить решение об установлении усыновления, в том числе ребенка — российского гражданина иностранцем или лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.

3. Пункт 3 комментируемой статьи наделяет консульские учреждения России в стране, где проживает усыновленный ребенок, являющийся российским гражданином, правом осуществлять «в пределах, допускаемых нормами международного права», защиту прав и законных интересов ребенка. Для осуществления такой защиты дети, усыновленные иностранными гражданами и являющиеся российскими гражданами, подлежат регистрации в российских консульствах в стране своего проживания.

С целью обеспечения контроля над судьбой российских детей, усыновленных иностранными гражданами, были приняты Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами России и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (в ред. Постановления от 10 марта 2005 г. N 123). Согласно Правилам такие дети ставятся на учет в трехмесячный срок с момента их въезда в государство места проживания усыновителей. При этом консульское учреждение проставляет соответствующую отметку в паспорте усыновленного ребенка (п. 4 Правил).

В целях обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые шесть месяцев направляет им информацию о таких детях (п. 8 Правил).

Консульские учреждения в конце календарного года направляют в это Министерство списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей (п. 8 Правил).

4. Усыновление ребенка — гражданина России за границей признается действительным, если:

а) этот ребенок проживает за пределами нашей страны;

б) усыновление произведено компетентным органом данного государства;

в) на это было получено предварительное согласие органа исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда из России (например, в г. Москве это орган исполнительной власти, занимающийся вопросами образования).

Усыновление иностранными гражданами российских детей

Международное усыновление несколько отличается от процедуры усыновления гражданами РФ. Главное отличие заключается в том, что в процедуре участвует не только региональный орган опеки и попечительства (далее – ООиП) и суд, но и уполномоченный орган иностранного государства. Кроме того, будущему усыновителю придется собрать расширенный перечень документов, чтобы встать на учет. Рассмотрим, каковы особенности усыновления детей иностранными гражданами, какие к ним предъявляются требования, какие документы понадобятся и как выглядит весь процесс пошагово.

  1. Особенности усыновления
  2. Когда усыновление невозможно
  3. Кто вправе быть усыновителем
  4. Кто может представлять интересы усыновителей
  5. Процедура усыновления российских детей иностранными гражданами
  6. Шаг 1: получение заключения
  7. Шаг 2: легализация документов
  8. Шаг 3: постановка на учет
  9. Шаг 4: встреча с ребенком
  10. Шаг 5: подача документов в суд
  11. Судебная практика
  12. Возможные трудности

Особенности усыновления

В ст. 124 СК РФ сказано, что российские дети, оставшиеся без родительского попечения, могут быть усыновлены иностранными гражданами или лицами без гражданства лишь в том случае, если нет претендентов в усыновители с паспортами РФ. Какие еще есть особенности:

  • Взять ребенка в семью можно лишь в том случае, если сведения о нем поступили в федеральный банк данных сирот не менее 12 месяцев с момента обращения потенциального усыновителя. Исключение – близкие родственники несовершеннолетнего: ждать один год им необязательно;
  • Если у ребенка есть братья или сестры, их разделение не допускается. Разделить детей можно лишь в том случае, когда это не противоречит их интересам.
  • Рассматривая дело, суд должен руководствоваться интересами несовершеннолетнего в первую очередь. Учитывается его происхождение, знание языка, отношения с будущим усыновителем;
  • Усыновление производится с учетом норм международного договора, российского законодательства и законов страны, гражданство которой имеет усыновитель;
  • Если иностранный усыновитель состоит в браке с гражданином РФ, ребенка передают по российскому законодательству;
  • Если в результате будут нарушены права несовершеннолетнего, суд откажет в удовлетворении заявления;
  • В результате усыновления люди получают все права и обязанности родителей.

Взятие детей в семьи иностранными гражданами, постоянно проживающими в РФ, происходит немного легче, чем теми, кто живет за границей. Разница заключается в особенностях оформления документов: в каждом случае предусмотрен индивидуальный порядок.

Когда усыновление невозможно

Забрать ребенка в семью иностранный гражданин не сможет, если он:

  • Не соответствует предъявляемым к усыновителям требованиям;
  • Имеет гражданство США. Получение российских детей гражданами США вне зависимости от ситуации запрещено;
  • Состоит в однополом браке;
  • Не состоит в браке, при этом однополые отношения в его государстве легализованы;
  • Ограничен в дееспособности, признан полностью недееспособным;
  • Имеет судимость за особо тяжкое или тяжкое преступление;
  • Имеет медицинские противопоказания по здоровью: болеет туберкулезом, онкологией, психическим расстройством, наркоманией, алкоголизмом, инфекционными заболеваниями (до полного излечения);
  • Не имеет постоянного источника дохода или места жительства;
  • Не прошел подготовку на курсах усыновителей.

Если иностранец приходится ребенку отчимом или мачехой, близким родственником, требования к наличию и размеру дохода, либо жилплощади не применяются. Суды более охотно отдают детей их близким.

Кто вправе быть усыновителем

Чтобы взять ребенка в семью, нужно соответствовать установленным требованиям (ст. 127 СК РФ):

  • Совершеннолетний возраст, полная дееспособность;
  • Разница в возрасте с ребенком – минимум 16 лет, если усыновитель не состоит в браке. Это требование не предъявляется к родственникам детей. В остальных случаях по уважительным причинам суд вправе сократить разницу в возрасте;
  • Наличие согласия супруга усыновителя и остальных членов семьи старше 10 лет;
  • Отсутствие судимости;
  • Наличие постоянного заработка. Он будет рассчитываться с учетом затрат на каждого члена семьи;
  • Наличие заключения о возможности быть усыновителем, выданного иностранным органом, если гражданин не проживает в России;
  • Наличие заключения от ООиП на территории субъекта РФ, если будущий усыновитель проживает там же;
  • Представление удостоверенных копий перевода всех документов.
  • Наличие постоянного места жительства. Это придется подтверждать документами о праве собственности или договором найма жилого помещения.
  • Прохождение спецподготовки на курсах.

У иностранного государства могут быть дополнительные требования к усыновителям, проживающим на их территории, если ребенок будет перевезен туда.

Кто может представлять интересы усыновителей

Посредническая деятельность по передаче детей под опеку или усыновление в РФ запрещена. Но специально уполномоченные иностранными государствами органы могут представлять интересы усыновителей через представительства, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ. На что уполномочены представительства:

  • Подавать документы федеральному оператору данных для выбора ребенка из базы;
  • Направлять документы в суд;
  • Оказывать консультационную поддержку;
  • Оформлять приглашения и визы;
  • Участвовать в судебных разбирательствах при рассмотрении дел, получать копии судебных решений;
  • Помогать усыновителям в переоформлении документов на детей.

Однако усыновителям придется лично присутствовать на судебных заседаниях, встречаться с ребенком, изучать его документы и подписывать акт, подтверждающий ознакомление с медицинскими документами несовершеннолетнего.

Процедура усыновления российских детей иностранными гражданами

Если будущий усыновитель постоянно проживает в России, ему достаточно обратиться в региональный ООиП. При постоянном проживании за пределами РФ порядок действий другой, и придется задействовать иностранный уполномоченный орган.

Заключение может быть получено как в РФ, так и в государстве, гражданином которого является заявитель. Взаимодействие между всеми органами осуществляется с учетом положений международного договора, заключенного между РФ и другой страной. Большую часть документов они направляют друг другу самостоятельно.

Шаг 1: получение заключения

Заключение можно оформить в своей стране. Для этого нужно обратиться с заявлением в уполномоченный орган иностранного государства по месту жительства. Как выглядит процесс:

  1. Гражданин подает заявление о выдаче заключения. Ему дают направление на прохождение медкомиссии и обучение в школе усыновителей.
  2. Проходит медкомиссию. Это нужно для подтверждения отсутствия заболеваний, при которых передача несовершеннолетнего не допускается.
  3. Обучение в школе приемных родителей. В России курсы обычно проходят в ООиП, но в другом государстве может быть иначе. По результатам сдается экзамен. В процессе обязательно проводится психологическое тестирование. Свидетельство об окончании курсов понадобится опеке.
  4. Проверка жилищных условий. Она проводится иностранным органом. Сотрудники изучают обстановку, беседуют с членами семьи. В итоге оформляется акт, один экземпляр выдается и будущему усыновителю.

В завершение выдается заключение, которое в дальнейшем понадобится для постановки на учет в качестве усыновителя. Также выдадут обязательство, согласно которому иностранный орган в дальнейшем должен будет проверять условия проживания ребенка.

Документы

Чтобы получить заключение, нужно представить ряд документов:

  1. Заявление установленного образца. У каждой страны он свой.
  2. Автобиография.
  3. Брачное свидетельство (если есть).
  4. Медзаключение о состоянии здоровья.
  5. Свидетельство о прохождении курсов.
  6. Свидетельство о праве собственности на недвижимость, или договор найма (если жилье не свое).
  7. Справка о доходах.
  8. Согласие супруга, если несовершеннолетний усыновляется только одним из супружеской пары.

Перечень документов может меняться или дополняться в зависимости от законов другого государства.

Расходы

Усыновление во всех странах производится бесплатно, в том числе и расходы. Но в дальнейшем усыновителю придется понести затраты на нотариальное удостоверение копий перевода документов, а также оформить визу на ребенка.

Шаг 2: легализация документов

Под легализацией подразумевается оформление перевода всех документов с иностранного языка. Делаются копии, которые в дальнейшем удостоверяются нотариусом.

Шаг 3: постановка на учет

Чтобы встать на учет в качестве усыновителя, нужно подать все документы федеральному оператору, уполномоченному заниматься делами об усыновлении иностранными гражданами. Оператору нужно представить:

  1. Заявление о желании усыновить несовершеннолетнего.
  2. Заполненную анкету.
  3. Письменные обязательства о предоставлении возможности обследования условий проживания ребенка после его отъезда из РФ, а также о его постановке на учет в консульстве.
  4. Обязательство иностранного органа о своевременной проверке условий жизни усыновленного.
  5. Документ, подтверждающий отсутствие легализации однополых браков в стране проживания усыновителя.
  6. Свидетельство об успешной подготовке на курсах усыновителей.

Также понадобится документ, подтверждающий право иностранной организации на подготовку будущих усыновителей. После представления всего перечня претендента поставят на учет в течение 15-20 дней.

Шаг 4: встреча с ребенком

Для встречи с несовершеннолетним нужно получить направление от ООиП по месту его жительства. Все происходит в присутствии сотрудника опеки. По результатам оформляется акт, он понадобится в суде.

Шаг 5: подача документов в суд

В областной суд нужно представить заявление об усыновлении и все документы, которые нужны были для постановки на учет. Проводятся закрытые заседания. Решение выносится судьей единолично, вступает в силу через 10 дней. Но можно ходатайствовать о немедленном исполнении.

Когда решение вступит в силу, необходимо представить его удостоверенную копию в организацию по месту нахождения ребенка, и забрать его.

Судебная практика

Чаще всего суды оставляют заявления иностранных усыновителей без движения из-за представления неполного перечня документов. Нередко приходится и оспаривать заключения опеки о невозможности быть усыновителями.

Стоит ознакомиться и с судебной практикой по делам об усыновлении иностранными лицами, утвержденным Президиумом ВС РФ. Она за 2017 год, но с тех пор законы по этому вопросу не менялись, и в 2020 году ситуация примерно такая же.

Возможные трудности

Для усыновления детей иностранными гражданами приходится готовить много документов, а затем удостоверять их копии у нотариуса. Это основная проблема, с которой сталкиваются будущие усыновители. Если хотя бы одной справки не будет хватать, могут отказать в выдаче заключения. Суд же и вовсе оставит заявление без движения, и ребенка забрать не получится.

Вы можете получить бесплатную консультацию у нашего юриста по усыновлению. Он проанализирует вашу проблему, расскажет возможные варианты развития событий и подскажет, какими способами ее можно решить.

Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом. Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Положения ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей. Из этого следует, что вне зависимости от гражданства ребенка, оставшегося без попечения родителей, его выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.

Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. 10 и 11 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

Термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.

Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.

Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями. Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126 , ст. 127 (за исключением подп. 7 п. 1 ), ст. 128 и 129 , ст. 130 (за исключением абзаца пятого ), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:

1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия. Первое — невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Второе — истечение 12 месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

В этих целях ст. 11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора.

При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан Российской Федерации или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 272 ГПК).

2. Если ребенка желают усыновить граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то усыновление также невозможно до истечения года со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. Заявления граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подаются в верховный суд Республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

4. В соответствии со ст. 126.1 СК РФ российские усыновители не вправе пользоваться при усыновлении услугами посредников. Такое право, однако, предоставлено иностранным гражданам, которые могут воспользоваться помощью органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Эти органы и организации должны быть уполномочены не только государством своего происхождения. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 (в ред. от 16 декабря 2014 г.) утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением. Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями аккредитации.

5. Положения ст. 127 СК РФ «Лица, имеющие право быть усыновителями» применяются к иностранцам и лицам без гражданства, желающим усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, за исключением подп. 7 п. 1 этой статьи . Иными словами, для усыновления такому кандидату в усыновители нет необходимости доказывать, что размер его дохода позволяет обеспечить усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации.

На особенности процедур и документов, подтверждающих право иностранцев и лиц без гражданства быть усыновителями, обращается внимание в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

6. При усыновлении ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом, и вывозе ребенка за пределы Российской Федерации существуют объективные трудности в получении отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка.

С целью упорядочить контроль за условиями жизни усыновленных российских граждан за рубежом Правительством РФ были утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Однако указанный акт не определяет порядок осуществления контроля за условиями пребывания усыновленного ребенка в семье усыновителей, да и не может его определять, поскольку ни один из органов власти Российской Федерации не имеет юрисдикции на территории другого государства.

Суд на территории Российской Федерации вправе произвести отмену усыновления при наличии доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и интересов усыновленного за рубежом, однако дальнейшее исполнение судебного решения и возврат ребенка в Россию зависят от признания решения российского суда на территории государства, где находится ребенок.

Таким образом, контроль за действиями усыновителей, которые проживают за рубежом, фактически невозможен, за исключением тех случаев, когда Российская Федерация является участником международных соглашений, предусматривающих возможность такого контроля, осуществляемого компетентными органами принимающего государства, которые передают информацию о жизни усыновленного ребенка органам власти Российской Федерации.

Усыновление детей, имеющих иностранное гражданство, гражданами Российской Федерации подчиняется закону суда. При этом в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 165 СК РФ необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Опека и попечительство с «иностранным элементом». В настоящее время Россия не участвует в каких-либо международных актах, содержащих нормы материального права, регулирующие опеку и попечительство с иностранным элементом, или в международных актах, устанавливающих транснациональные процедуры признания или восстановления опеки и попечительства. Между тем, например, государства — участники Совета Европы заключили такого рода соглашение — Конвенцию о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки.

Российская Федерация участвует в Конвенции стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», вступившей в силу для нее 10 декабря 1994 г. Этот международный акт содержит (ст. 33) следующие коллизионные нормы: при установлении или отмене опеки и попечительства подлежит применению личный закон ребенка, при этом обязанность принять опеку или попечительство определяется личным законом опекуна или попечителя. Внутренние правоотношения опеки и попечительства регулируются законом государства, которое произвело установление опеки.

Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства с иностранным элементом, содержатся также в национальном законодательстве Российской Федерации. Статья 1199 ГК РФ использует аналогичные вышеперечисленным коллизионные привязки, добавляя, что к внутренним правоотношениям опеки (попечительства) в случае, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.

Усыновление (удочерение) и опека детей гражданами США и лицами, имеющими двойное гражданство

VERITAS » Иностранное представительство » Усыновление (удочерение) и опека детей гражданами США и лицами, имеющими двойное гражданство

Немало нашумевших историй связано с устройством российских детей в семьи к гражданам США. Все помнят трагичное «дело Димы Яковлева», повлекшее усложнение вышеназванных процедур и пристальный контроль со стороны государства.

Имея много иностранных клиентов, наша компания не может себе позволить остаться в стороне от темы, и не раскрыть для людей без юридического образования, независимо от гражданства и языка, как в данный момент российские дети могут получить опеку или быть усыновленными гражданами США и лицами, имеющими два и более гражданства США/РФ и других стран.

Усыновление детей

Сразу оговоримся, что усыновлению (удочерению) не подлежат дети добросовестных и здоровых родителей. Данная процедура возможна для:

— детей, родители (родитель) которых дали «добро» на усыновление;

— детей, родители, которых признаны безвестно отсутствующими;

— детей, родители, которых признаны недееспособными;

— детей, родители, которых лишены родительских прав (не ранее чем через 6 месяцев со дня вынесения решения суда);

— детей, родители, которых более 6 мес. не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания (необходимо решение суда).

Кто может быть усыновителем ребенка?

  1. Граждане РФ.
  2. Лица имеющее двойное гражданство РФ и др.
  3. Иностранные граждане (второочередное право, если ребенка не удалось устроить в русскую семью в течение 12 месяцев).

НО!

После трагических событий в Америке, в РФ был принят Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», в народе называемый «Законом Димы Яковлева».

Согласно статье 4 данного закона усыновление (удочерение) русских детей гражданами США не допускается, а также не допускается деятельность на территории РФ агентств-резидентов Америки по поиску и подбору детей для усыновления.

На практике на сегодня сложилась такая ситуация:

Усыновители: Право на усыновление детей
Граждане РФ Имеют
Граждане США Не имеют
Лица, имеющие двойное гражданство РФ/США, резиденты РФ (постоянно проживающие на территории РФ) Имеют
Лица, имеющие двойное гражданство РФ/США, резиденты США (постоянно проживающие на территории США) Не имеют

Неравнодушные пытались обжаловать отказы усыновления детей из РФ лицами с множественным гражданством РФ/США резидентов Америки (назовем их условно – «переехавшие на ПМЖ») в Верховный суд, но все решения были в пользу органов опеки и МинОбра.

Высшая инстанция также отклоняла доводы о том, что претенденты являются родственниками ребенка и наделены приоритетным правом на усыновление детей, вне зависимости от гражданства, являлись опекунами ребенка, успев оформить опекунство до принятия еще одного нашумевшего закона, о котором речь пойдет далее.

А в некоторых случаях было отказано даже заявителям, имеющим множественное гражданство РФ/Соединенные Штаты, являющимся резидентами РФ, но это было в первые годы действия закона, сейчас ситуация с резидентами РФ поменялась.

Как доказать резидентство РФ?

Разберемся кто же такой резидент РФ?

Резидентами РФ признаются лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то есть половину года. Период нахождения в РФ не прерывается на интервалы его выезда за пределы страны для краткосрочного (менее 6 мес.) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (т.е. на океанские платформы по добычи нефти).

Таким образом, для приобретения статуса резидента и усыновления ребенка необходимо:

  1. Иметь гражданство РФ;
  2. Находиться на территории РФ половину дней в течение 12 месяцев;
  3. Иметь постоянное место жительства в РФ.

На практике «переехавшие на ПМЖ» доказывают свое резидентство:

— справками из УФМС;

— информацией о пересечении границы из Пограничной службы;

— сведениями о наличии недвижимого имущества в РФ;

— наличием постоянного места работы в РФ;

— и иными сведениями, позволяющими сделать вывод о «любви к Родине».

Таким образом, шансов стать новым папой или мамой ребёнка из России у граждан Америки и «переехавших на ПМЖ» в настоящий момент нет. Единственным возможным вариантом для них остается – стать резидентом РФ.

Опекунство детей

В отличие от усыновления детей опека и попечительство устанавливаются и над детьми, чьи родители живы, здоровы и не пренебрегают своими родительскими обязанностями, но:

— в силу своих физических или умственных заболеваний не в состоянии воспитывать ребенка;

— работают далеко от места проживания ребенка в другой стране или городе;

— если, наоборот, ребенок по причине получения образования, проживает далеко от дома (ребенку должно быть менее 16 лет);

— родители имеют разъездной (командировочный) режим работы или работают вахтовым методом и не в состоянии в этот период ухаживать за ребенком;

— родители не имеют финансовой возможности содержать ребенка.

Как обстоит дело с опекунами и попечителями детей? В отличие от усыновления в опеке нет никакой привязки к гражданству лица, за исключением «одного гетеросексуального НО», о котором позже.

Преимущественное право опекунства над ребенком предоставляется для несовершеннолетнего подопечного:

— бабушкам и дедушкам ребенка;

— совершеннолетним братьям и сестрам ребенка.

Родители вправе самостоятельно подать заявление, в котором попросить установить на определенный период, когда они не смогут обеспечить заботу за ребенком, конкретного опекуна или попечителя для ребенка. При этом опекун должен подходить под все требования, предъявляемые Гражданским и Семейным кодексом.

Опекунами ребенка из РФ не могут заявиться:

— люди, когда-либо лишенные родительских прав в отношении других или этого ребенка;

— лица, имеющие судимость (хоть не снятую и не погашенную, хоть снятую) за преступления, характер которых ставит под угрозу ребенка, здоровье и сознание ребенка;

— люди, имеющие неснятую и непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления;

— лица, не прошедшие специальные курсы по подготовке для приёма детей для опекунов (не требуется для родственников ребенка, указанных выше, и лиц, которые уже были или являются опекунами и попечителями детей);

— и, вот оно наше НО, лица, состоящие в однополом браке, который заключен в соответствии с законодательством государства, в котором такой союз разрешен, а также лица, являющиеся гражданами такого государства и не состоящие в союзе.

То есть, любой холостой гражданин (даже близкий родственник ребенка) государства, где легализованы однополые браки, не сможет стать опекуном и попечителем для ребенка из РФ.

Этим запретом Семейный кодекс дополнили в 2013 года на волне борьбы с распространением и популяцией гомосексуализма в РФ и среди детей.

И никакие правила резидентства тут неприменимы.

Принцип такой – есть паспорт Соединенных Штатов, значит, способен заключить там однополый брак и негативно воздействовать на сознание ребенка.

Что остается посоветовать, например, одинокому дяде/тете ребенка из РФ, резиденту Российской Федерации, но имеющему американский паспорт, и желание взять патронаж над ребенком:

1. Либо отказываться от гражданства Соединенных Штатов;

2. Либо срочно искать жену, на худой конец несложно оформить брак на определенный период, но только с лицом противоположного пола.

Вправе ли опекун или усыновитель вывезти ребенка за границу?

После завершения процесса усыновления ребенка из РФ усыновитель наделяется в этой части всеми правами обычного родителя, опекун же становится законным представителем подопечного.

По общему правилу для выезда нашего ребенка за рубеж в сопровождении хотя бы одного из родителей, усыновителей или опекунов, согласие родителей не требуется.

Но такое согласие требуют некоторые страны, куда ребенок направляется.

В связи с этим, в случае поездки ребенка с опекуном, если родители ребенка не лишены родительских прав и живы, правильно будет взять нотариальное согласие родителей на убытие ребенка за границу.

Вот так, вкратце, выглядит вся система усыновления и установления опеки (попечительства) над российскими детьми иностранцами или лицами, имеющими два и более гражданства РФ/США и других стран.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: