Статья ук жестокое обращение с животными - STROYALT.RU

Статья ук жестокое обращение с животными

Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными

26 октября 2020

Уголовная ответственность по части 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ наступает в случае жестокого обращения с животными в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.

Под жестоким обращением с животными понимается причинение им боли, физических страданий в результате их систематического избиения, оставления без пищи и воды на длительное время, использования для ненаучных опытов, причинения неоправданных страданий при опытах, использования в различных схватках, натравливания их друг на друга, охоты негуманными способами и т.п.

Санкция части 1 статьи 245 УК РФ предусматривает альтернативные виды наказаний: штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 1 года, либо арест на срок до 6 месяцев. Самое строгое наказание, предусмотренное санкцией, — лишение свободы на срок до 3 лет.

Часть вторая статьи 245 УК РФ предусматривает ответственность, если указанные действия совершаются группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), в отношении нескольких животных и влечет более строгое наказание — до 5 лет лишения свободы. Уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16 летнего возраста.

Преступлением одинаково будут считаться вышеуказанные действия в отношении как домашних, так и диких животных.

Подготовлено отделом государственных обвинителей
уголовно-судебного управления прокуратуры области

  • О нас
    • Совет ветеранов
      • Документы
      • Поздравления
      • Вспоминая былое
      • В нашей памяти навсегда
      • Жизнь на пенсии
      • ПРОКУРОРСКИЕ ДИНАСТИИ
      • Литературная страничка
    • История прокуратуры
      • Прокуратура Рязанской области
      • Пенсионеры прокуратуры Рязанской области — ветераны ВОВ
    • ФОТОГАЛЕРЕЯ
  • Деятельность
    • Прокуратура разъясняет
      • Нормативные акты по вопросам противодействия коронавирусной инфекции
      • Видео и аудиоролики
      • Видеосюжеты
      • Буклеты. Брошюры. Баннеры.
      • Вопрос-ответ
    • СМИ о нас
      • Нормативные документы
      • Состав совета
      • К сведению предпринимателей
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Совета ветеранов
    • Новости прокуратуры области
  • Контактная информация
    • О нас
    • Полезные ссылки
  • 75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
  • КНИГА ПАМЯТИ

Вопрос-Ответ

2 сентября 2021

Какие меры должны быть приняты в организации по предупреждению коррупции?

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» на все российские организации возложена обязанность по разработке и принятию мер, направленных на предупреждение коррупции.

2 сентября 2021

Несет ли ответственность торговая организация за отсутствие маски у покупателя?

При обслуживании покупателя, не использующего средства индивидуальной защиты, для организаций торговли (ИП) существует риск привлечения к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ за необеспечение соблюдения гражданами использования средств индивидуальной защиты.

1 сентября 2021

Можно ли отозвать работника из отпуска?

Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрен отзыв работника из отпуска. Согласно ст. 125 Трудового кодекса РФ такой отзыв допускается только с согласия работника.

1 сентября 2021

Кто будет отвечать за вред, причиненный ребенку в результате ненадлежащего содержания детской площадки?

Обязанность по содержанию детской площадки на придомовой территории, в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности для жизни и здоровья граждан, возложена на управляющую организацию.

1 сентября 2021

Об ответственности за разглашение тайны усыновления (удочерения)

За разглашение тайны усыновления (удочерения) статьей 155 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Контакты

Адрес: 390023 г. Рязань, ул. Введенская, 81

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

  • Новости
  • О прокуратуре
  • Деятельность
  • Контактная информация
  • Обращения граждан
  • RSS

Copyright © 2004—2021 «Прокуратура Рязанской Области»

Внесудебная блокировка сайтов за жестокое обращение с животными. Проект изменений в закон

Проектом федерального закона предлагается дополнить перечень информации, распространение которой запрещено в сети Интернет, включив в него информацию, содержащую материалы о жестоком обращении с животными.

Законопроект вносит изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предоставляя право органам государственной власти оперативно ограничивать (блокировать) доступ к информации и сайтам в сети «Интернет», содержащим материалы жестокого обращения с животными.

Понятие «жестокое обращение с животными» содержится в Федеральном законе от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными». Жестоким обращением с животным является, обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями).

На территории Российской Федерации запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет»).

В настоящее время посредством социальных сетей и в сети Интернет массово распространяется информация, которая содержит материалы жестокого обращения с животными. Информация становится доступна детям, что оказывает воздействие на психическое состояние.

В то же время, ограничивать доступ к такого рода информации возможно только по решению суда. Судебная процедура по признанию информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является длительной, от 3 месяцев. При этом доступ к такой информации не ограничивается до вступления в законную силу решения суда и поступления его в Роскомнадзор с целью взаимодействия с операторами связи для последующего ограничения доступа.

Введение механизма ограничения доступа к информации о жестоком обращении с животными в досудебном порядке не подменяет собой расследование уголовных дел, возбуждаемых по признакам преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По данным Роскомнадзора, в рамках судебного порядка признания информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, с целью внесения в единую автоматизированную информационную систему поступают вступившие в законную силу судебные решения, касающиеся признания запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации о жестоком обращении с животными, а также о незаконной продаже редких видов животных.

Всего за период с 2013 по 2019 г. поступило 1475 судебных решений указанной направленности.

С заявлениями в суды о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обращаются прокуроры.

При подаче заявлений в суд прокуроры ссылаются на нормы закона «об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которой запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, в качестве основания для признания различных видов информации запрещенной.

При этом Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях предусматривают наступление уголовной и административной ответственности за следующие виды правонарушений.

Статья 245 Уголовного кодекса Российской Федерации запрещает под угрозой наступления уголовной ответственности жестокое обращение с животными, незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

Доступ к информации, размещенной на информационных ресурсах в сети Интернет и имеющей признаки запрещенной, не ограничивается до вступления в законную силу решения суда и поступления его в Роскомнадзор с целью взаимодействия с операторами связи для последующего ограничения доступа.

Читайте также  Статья ук рф угроза физической расправы

В связи с чем назрела необходимость введения более оперативной процедуры ограничения доступа к информации в сети Интернет, содержащей материалы жестокого обращения с животными.

Законопроект является результатом анализа правоприменительной практики, в том числе судебных актов о признании информации о жестоком обращении с животными запрещенной, и направлен на пресечение распространения в сети Интернет информации, которая может причинить вред психическому здоровью неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.

Представляется, что могут быть блокированы информационные и новостные ресурсы, в материалах которых не будет содержаться призывов или пропаганды жестокого обращения с животными, но могут содержаться оповещения о случаях жестокого обращения с животными.

Куда обращаться, если вы столкнулись с фактом жестокого обращения с животными?

В конце июля широко обсуждалась история с жестоким убийством животного в Алтайском крае. «Сам по себе факт живодерства ужасен и омерзителен и требует реакции правоохранительных органов», — отмечал Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов

С учетом особой социальной значимости темы обращения с животными, в декабре 2017 года Государственная Дума приняла закон, изменивший 245 статью Уголовного кодекса РФ. Внесенные изменения позволили увеличить число зарегистрированных преступлений.

«Раньше проблема была в том, что эти преступления просто не регистрировались», — подчеркивает Владимир Бурматов. По словам Председателя профильного комитета, из‑за действия предыдущей редакции 245 статьи УК РФ, изменения в которую были внесены указанным выше законом, «полиция просто отказывалась принимать заявления граждан».

Согласно принятым поправкам, теперь наказание живодерам может грозить не только за гибель животного или нанесенное ему увечье, но и за действия, причинившие боль и страдание.

В свою очередь, после вступления в силу новой версии 245 статьи, за первый квартал текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего в большинстве федеральных округов зафиксировано увеличение числа зарегистрированных преступлений.

Владимир Бурматов отметил, что при этом предстоит разобраться в причинах снижения показателя в ПФО, который «существенно отличается от других округов».

Принятый Государственной Думой закон также ужесточил наказание за жестокое обращение с животными.

Так, за факты трансляции в интернете сцен жестокости и насилия над животными, а также за вовлечение в эту деятельность несовершеннолетних установлена ответственность до пяти лет лишения свободы.

Что нужно делать, чтобы живодеры не остались без наказания?

Подать заявление в полицию, лучше это сделать по месту совершения преступления.

Если вы подаете заявление после того, как увидели ролик в интернете, в котором демонстрируется жестокое обращение с животным, убедитесь, что событие произошло на территории России, а также постарайтесь выяснить его конкретное место и время.

Параллельно с подачей заявления в полицию, напишите обращение в Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды. Депутаты будут осуществлять парламентский контроль и следить за тем, как проводится расследование.

Если полиция или не проводит необходимых процессуальных процедур (опрос свидетелей, изъятие записей камер видеонаблюдения и т. д.), или вообще не принимает заявление, то следует подать его в Генеральную прокуратуру РФ.

Если преступление будет доказано, то в отношении живодера будет выбрана одна из мер наказания в соответствии со степенью тяжести поступка:

  • штраф до 80 000 рублей;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до шести месяцев;
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы до одного года;
  • ограничение свободы на срок до одного года;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до трех лет.

Если же преступление совершила группа лиц или группа лиц по предварительному сговору, либо же это произошло в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ и интернете, а также если это совершалось в отношении нескольких животных, то наказание может быть таким:

  • штраф от 100 000 рублей до 300 000 рублей;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода за период от одного года до двух лет;
  • исправительные работы до двух лет;
  • принудительные работы до пяти лет;
  • лишение свободы на срок от трех до пяти лет.

Подавая заявление по факту жестокого обращения с животными, вы помогаете не только пресекать действия живодеров и наказывать их за совершенные поступки, но и способствуете тому, чтобы таких преступлений становилось все меньше.

За жестокое обращение с животными штрафа недостаточно

Второй год действует Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения в области обращения с животными в целях как их защиты, так и укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с ними.

В ст. 21 данного Закона установлено, что за нарушение его требований владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. Из анализа действующего законодательства следует, что в настоящее время владельцы животных и иные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 245 «Жестокое обращение с животными» УК РФ. Примеры привлечения виновных по этой статье существуют 1 , хотя их не так много в сравнении с количеством фактически совершенных противоправных деяний в отношении «братьев наших меньших».

Так, в Обзоре судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2019 г. отмечено, что за совершение преступлений против здоровья населения и общественной нравственности в указанном году было осуждено 81,5 тыс. лиц (или 13,6% от общего числа), в отношении которых приговоры вступили в законную силу. По сравнению с 2015 г. (119,7 тыс. осужденных) снижение числа осужденных за совершение преступлений по ст. 228–245 УК составило 31,9% (14,9% по сравнению с 2018 г. – 95,8 тыс. осужденных). Удельный вес числа осужденных за прошедшие годы снизился: 16,3% в 2015 г., 14,6% в 2018 г 2 .

В 2013 г. в УК была введена ст. 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации», также имеющая отношение к обеспечению безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Вместе с тем действующая редакция КоАП РФ не содержит составов административных правонарушений в сфере обращения с животными. При этом во многих субъектах Федерации предусмотрена административная ответственность за жестокое обращение с животными, а соответствующие статьи региональных законов охватывают гораздо более широких круг деяний, нежели нормы уголовного законодательства 3 .

Например, Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. № 413-з содержит четыре статьи, устанавливающие административную ответственность как за жестокое обращение с животными, так и за иные правонарушения, связанные с их защитой: ст. 5.1 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений»; ст. 5.2 «Нарушение порядка содержания, выгула, отлова и умерщвления домашних животных»; ст. 5.6 «Нарушение порядка (правил) добычи отдельных объектов животного мира», а также ст. 13.7 «Нарушение требований общественного порядка при обращении с животными».

Читайте также  Статья ук рф за разбой

Как ранее писала «АГ», Минюст опубликовал для независимой антикоррупционной экспертизы законопроект об административной ответственности за несоблюдение наиболее важных требований Закона об ответственном обращении с животными.

Так, КоАП предлагается дополнить соответствующими составами правонарушений, изложенными в трех статьях гл. 8. Наказание за совершение новых правонарушений предлагается назначать только в виде административного штрафа: в частности, для граждан – от 3 до 15 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – от 5 до 15 тыс. руб., для должностных лиц – от 5 до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 15 до 200 тыс. руб.

Полагаю, что назначения только административных штрафов в указанных размерах было бы достаточно, если бы не одно существенное обстоятельство.

Допустим, животные содержатся в ненадлежащих условиях (из соответствующих помещений исходит чересчур сильный запах навоза, не предусмотрены места для кормления и питья, а также для ночлега животных). В результате они становятся вялыми, истощенными, выглядят неопрятно. Пищевые отходы и помет вовремя не убираются, редко имеются подстилки из древесных опилок. В связи с климатическими условиями животные могут быть подвержены обморожению, но меры по утеплению мест их содержания не предпринимаются. Как быть с такими животными, пострадавшими и страдающими от противоправных действий граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц: должны они оставаться у нерадивых владельцев, продолжать терпеть мучения и гибнуть?

Выход из этой ситуации, на мой взгляд, есть. За совершение административных правонарушений, как известно, предусмотрены наказания в виде не только штрафа, но и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения. Согласно ст. 3.7 КоАП такой конфискацией является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Так, санкция ст. 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений» КоАП предусматривает конфискацию орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов. Из этого следует, что законодатель с учетом цели назначения административного наказания уже высказался о видах санкций за схожие нарушения в отношении животных, в том числе за применение конфискации, а не только штрафа. Поэтому полагаю целесообразным расширение видов наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных предлагаемыми законопроектом ст. 8.50, 8.51. 8.52 КоАП.

Хотелось бы обратить внимание также на вопрос о соразмерности предлагаемых размеров штрафных санкций.

На мой взгляд, предусмотренные законопроектом размеры штрафов, налагаемых на юридических лиц, вызывают сомнение. Например, упомянутой ст. 8.35 КоАП для виновного юридического лица установлен административный штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. с конфискацией, в то время как в законопроекте (ч. 2 ст. 8.51 КоАП) за схожие нарушения штраф колеблется в диапазоне от 100 до 200 тыс. руб.

Вывод очевиден – размеры штрафов за новые предлагаемые в законопроекте виды правонарушений целесообразно привести в соответствие с санкциями других схожих установленных КоАП составов, что, полагаю, будет отвечать духу внесенных в Конституцию РФ изменений и дополнений, в частности о сохранении уникального природного и биологического многообразия страны, формировании в обществе ответственного отношения к животным (подп. «е.5» ч. 1 ст. 114 Основного Закона).

1 См, например: Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2020 г. по делу № 22-8207/2020; Апелляционное постановление Кировского областного суда от 2 декабря 2020 г. по делу № 22-2027; Постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июля 2018 г.; определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 77-1604/2020.

2 Российская юстиция. 2020. № 8. С. 57–70; № 9. С. 55–70; № 10. С. 61–70.

3 См, например, Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) / С.А. Боголюбов, Д.Б. Горохов, Н.В. Кичигин и др.; отв. ред. Д.Б. Горохов. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2020.

Статья 245 УК РФ. Жестокое обращение с животными

Новая редакция Ст. 245 УК РФ

1. Жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в присутствии малолетнего;

в) с применением садистских методов;

г) с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»);

д) в отношении нескольких животных, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Комментарий к Статье 245 УК РФ

1. Необходимость включить жестокое обращение с животными в УК РФ в качестве самостоятельного состава назрела давно. Исследования, проведенные в отношении лиц, совершивших убийство, в том числе убийство с особой жестокостью, очень часто обнаруживают незримую связь между жестоким обращением с животными и убийством.

2. Основным объектом преступного посягательства является общественная нравственность. Факультативный объект — право собственности.

3. Предметы посягательства — животные: звери, птицы, рыбы.

4. Объективная сторона составов преступления характеризуется действием или бездействием, повлекшим гибель или увечье животного. Деяние выражается в жестоком обращении с животными, а его общественно опасные последствия — в их гибели или увечье.

5. Жестокое обращение с животными может проявляться в виде действия (избиение животных; проведение над животными опытов, которые являются мучительными для них; использование их в различных соревнованиях, где, как правило, животные гибнут; мучительное умерщвление их и т.д.). Жестокость, связанная с бездействием, может характеризоваться лишением животного воды, пищи. Бездействие можно признать преступлением лишь в тех случаях, когда на виновном лежала обязанность заботиться о животном.

6. Следует рассматривать как жестокое обращение с животными и умышленные наезды на них, которые приводят к гибели или причинению им увечья.

7. Для признания жестокого обращения с животными преступлением необходим один из следующих альтернативных признаков совершения этого преступления: а) из хулиганских побуждений; б) из корыстных побуждений; в) с применением садистских методов; г) в присутствии малолетних.

8. Садистские методы — это стремление к неоправданной жестокости, наслаждению чужим страданием. К этим методам могут относиться отрезание отдельных частей (хвоста, ушей, лап), сдирание шкуры с животного, сжигание их и т.д. Все это приносит животному особо длительную и мучительную боль.

Читайте также  Увольнение сотрудника по статье

9. Совершение преступления в присутствии малолетних означает, что жестокое обращение с животными происходит в присутствии хотя бы одного ребенка, не достигшего 14 лет.

10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется умыслом. Лицо осознает, что жестоко обращается с животным, причиняет ему несоизмеримые страдания, предвидит его гибель или увечье и желает (допускает) это. Важное значение имеет мотив совершения преступления: а) корысть; б) хулиганские побуждения.

10.1. Корыстный мотив имеет место, когда лицо от жестокого обращения с животными получает материальную выгоду (например, массовое истребление собак, кошек для использования шкурок, мяса, использование их в различных соревнованиях и т.д.).

10.2. Хулиганские побуждения предполагают стремление виновного утвердить свою уродливую исключительность, действия его не имеют логического объяснения — они беспочвенны, безмотивны.

11. Субъект преступного посягательства общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

12. Квалифицирующими обстоятельствами признаются: совершение деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. коммент. к ст. 35).

13. Преступление, описанное в коммент. статье, относится к категории умышленных преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 245 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются домашние и дикие животные (млекопитающие и птицы).

2. Объективная сторона преступления включает в себя следующие признаки: а) деяние в виде жестокого обращения с животными, т.е. их избиение, использование для ненаучных опытов, использование в разного рода схватках, охота негуманными способами с применением калечащих орудий и средств; б) последствие в виде гибели или увечья животного; в) причинная связь между деянием и последствием.

3. Обязательными альтернативными признаками состава преступления являются: а) хулиганские побуждения — это стремление виновного продемонстрировать пренебрежение к общепризнанным нормам морали и гуманного обращения с животными; б) корыстные побуждения — это получение материальной выгоды (получение выигрыша в схватке животных, использование меха домашних животных для изготовления шапок); в) применение садистских методов — это способ совершения преступления, когда животному причиняются особые страдания (сдирание шкуры с живого животного, его поджигание); г) совершение деяния в присутствии малолетних, т.е. детей, не достигших 14 лет.

Статья 245. Жестокое обращение с животными

СТ 245 УК РФ.

1. Жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в присутствии малолетнего;

в) с применением садистских методов;

г) с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»);

д) в отношении нескольких животных, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Комментарий к Ст. 245 Уголовного кодекса

1. Предметом посягательства являются животные вне зависимости от форм собственности на них и их отнесения к категории диких, домашних либо содержащихся в неволе или полувольных условиях.

2. Обязательными признаками объективной стороны являются действия, наступившие последствия и причинная связь между ними.

Действия могут быть выражены в жестоком обращении с животными (систематическое избиение животных, причинение боли, страданий, нанесение увечий, ран, оставление без пищи и воды, членовредительство, проведение ненаучных опытов и т.п.).

Последствиями выступают гибель животного либо причинение ему увечий.

3. Деяние наказывается только при наличии альтернативно указанных признаков объективной или субъективной стороны: а) садистских методов — особо изощренное жестокое обращение с животными (мучительное умерщвление, пытки, истязания и т.п.), связанное с получением субъектом преступления удовлетворения от мучения животного; б) совершения преступления в присутствии детей, не достигших возраста 14 лет; в) корыстных побуждений (мотивом совершения преступления является желание получить материальную выгоду либо избавиться от материальных затрат; г) хулиганских побуждений (стремление лица показать неуважение к обществу, нравственным и моральным нормам, желание продемонстрировать свое пренебрежительное отношение к окружающим).

Второй комментарий к Ст. 245 УК РФ

1. Непосредственный объект — общественная нравственность в сфере гуманного отношения к животным, под которыми подразумеваются домашние, дикие и содержащиеся в неволе млекопитающие, птицы и иные животные.

2. Объективная сторона преступления заключается в действиях, состоящих в жестоком обращении с животными, т.е. в их систематическом избиении, бесчеловечных условиях содержания (на морозе или жаре), в длительном оставлении без пищи и воды и т.д.

Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде гибели или увечья животного, подвергающегося жестокому обращению. По этому признаку жестоким обращением следует признавать и организацию собачьих, петушиных и иных боев, приводящих к гибели или увечью животных.

3. Обязательным условием наступления уголовной ответственность за жестокое обращение с животными является (независимо от мотивов, которыми руководствовался виновный) совершение этого деяния с применением садистских методов, под которыми понимаются особо издевательские способы причинения страданий животным, либо его совершение в присутствии малолетних, т.е. лиц в возрасте до 14 лет.

4. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий — гибели или увечья животного.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом и целью причинения животному боли и (или) страданий.

6. Альтернативно обязательными признаками данного преступления являются его мотивы: корыстные (см. комментарии к главе 21) либо хулиганские (см. комментарии к ст. 213 УК).

7. Корыстные мотивы характерны при организации боев между животными, когда со зрителей взимается плата либо принимаются ставки на победителя.

8. Квалифицированные виды преступления (ч. 2) характеризуются его совершением:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ч.ч. 2 и 3 ст. 35 УК);

б) в присутствии малолетнего, т.е. хотя бы одного лица в возрасте до 14 лет; в) с применением садистских методов (например, членовредительство, от
резание головы, сожжение заживо);

г) с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»);

д) в отношении нескольких животных (одного и того же вида или разных видов; одновременно или последовательно).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: