Правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности - STROYALT.RU

Правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности

Правовые основы лицензирования в Российской Федерации

Согласно статье 49 ГК РФ, отдельными видами хозяйственной дея­тельности, перечень которых определяется законом, хозяйствующие субъекты могут заниматься только на основании лицензии (разреше­ния). К ним относится деятельность, осуществление которой может по­влечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоро­вью граждан и регулирование которой не может осуществляться ины­ми методами, кроме как лицензированием.

Правовой основой лицензированияявляется Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ и постановление Правительства РФ «Об организации ли­цензирования отдельных видов деятельности» от 26 января 2006 г. №45.

Лицензирование включает в себя мероприятия, связанные с предос­тавлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекраще­нием действия, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением обладателями лицензий (лицензиатами) ли­цензионных требований и условий.

Лицензия— это специальное разрешение на осуществление конкрет­ного (лицензируемого) вида деятельности при обязательном соблюде­нии лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом хозяйствующему субъекту.

В сфере обращения лекарственных средств лицензированию в на­стоящее время подлежат следующие виды деятельности:

♦ производство лекарственных средств;

♦ деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

♦ культивирование растений, используемых для производства нарко­тических средств и психотропных веохеств.

На каждый вид хозяйственной деятельности, подлежащий лицен­зированию, предоставляется отдельная лицензия. Деятельность, на осуществление которой предоставлена лицензия, может выполняться только получившим ее хозяйствующим субъектом. Для получения ли­цензии хозяйствующий субъект представляет в лицензирующий орган следующий типовой пакет документов:

♦ заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя, его местонахождения (для юридических лиц) либо фамилии, имени, отчества, местажительства и паспортных данных (для индивидуальных предпринимателей); местонахождения объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности; вида деятельности, кото­рый соискатель намерен осуществлять;

копии учредительных документов и документа о государственной регистрации хозяйствующего субъекта в качестве юридического лица или свидетельства о государственной регистрации индивиду­ального предпринимателя;

♦ копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в на­логовом органе;

♦ документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

♦ сведения о квалификации работников соискателя.

Кроме указанных документов, для отдельных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых установлено соответствующими федеральными законами, а так­же иными нормативно-правовыми актами. Копии документов, не заве­ренные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала. До­кументы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копию которой лицензирующий орган направляет (вручает) со­искателю с указанием даты приема.

Федеральный закон № 128-ФЗ устанавливает типовой порядок принятия лицензирующим органом решения.Решение о предоставле­нии или об отказе в предоставлении хозяйствующему субъекту лицен­зии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о со всеми необходимыми доку­ментами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензи­рующего органа. В решении о предоставлении лицензии и в подтверж­дающем ее наличие документе указываются следующие реквизиты: на­именование лицензирующего органа; наименование хозяйствующего субъекта — лицензиата, его местонахождение; лицензируемый вид дея­тельности; срок действия лицензии; идентификационный номер нало­гоплательщика; номер лицензии и дата принятия решения о ее предос­тавлении. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться поло­жениями о лицензировании отдельных видов деятельности.

В указанный 60-дневный срок лицензирующий орган обязан уведо­мить хозяйствующего субъекта — соискателя о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. При этом уведомление о предоставлении лицензии направляется(вручается) хозяйствующему субъекту с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты сбора за предоставление лицензии, а уведомление об от­казе в предоставлении лицензии сопровождается указанием его при­чин. В течение 3 дней после представления соискателем лицензии до­кумента, подтверждающего уплату сбора за предоставление лицензии, орган выдает ему документ, подтверждающий наличие лицензии. При наличии у лицензиата территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятель­ности, одновременно с лицензией ему выдаются ее заверенные копии по числу указанных подразделений и объектов.

Лицензирующий орган вправе отказать соискателю в предоставле­нии лицензии в связи с наличием в его документах недостоверной или искаженной информации либо несоответствием соискателя, принадле­жащих ему или используемых им объектов лицензионным требовани­ям и условиям. Соискатель вправе обжаловать отказ или бездействие лицензирующего органа.

Срок действия лицензиисоставляет 5 лет. По окончании указанно­го срока он может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке переоформления. В случае утраты лицензии лицензиат имеет право на получение ее дубликата.

Переоформление лицензии. Вслучае преобразования хозяйству­ющего субъекта — юридического лица, изменения его наименования или местонахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверж­дающего наличие лицензии, хозяйствующий субъект обязан не позд­нее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, под­тверждающих указанные причины. Переоформление документа, под­тверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления за определенную плату.

Контроль соблюдения лицензионных требований и условийосу­ществляется лицензирующими органами в пределах их компетен­ции. Его порядок в сфере фармацевтической деятельности в настоящее время установлен письмом Росздравиадзора от 09 февраля 2005 г. № 02И-43/05.

Лицензирующие органы при проведении контрольных мероприятий имеют право: осуществлять проверки деятельности хозяйствующего субъекта — лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным тре­бованиям и условиям; запрашивать у него необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты (прото­колы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязы­вающие его их устранить, а также устанавливать сроки устранения и выносить предупреждения.

Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и ус­ловий осуществляются на основании предписания лицензирующего органа, направляемого лицензиату за 10 дней до их начала. Продолжи­тельность проверки не может превышать 15 дней. При этом плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года, а внеплановая проверка может проводиться только для подтверждения устранения выявлен­ных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим ор­ганом информации о наличии новых нарушений.

По результатам проверки оформляется акт в двух экземплярах с ука­занием конкретных нарушений, подписываемый всеми членами ко­миссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с ре­зультатами проверки, о чем в акте должна быть сделана соответствую­щая запись. Если он не согласен с результатами проверки, он вправе от­разить в акте свое мнение. При отказе от ознакомления с результатами проверки члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями. Один экземпляр вручается под расписку руководи­телю юридического лица (его представителю) либо направляется ему по почте с уведомлением о вручении, второй остается в лицензиру­ющем органе. Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган в письменной форме об устранении им нарушений, выявленных при проверке.

Приостановление действия и аннулирование лицензии.В случае выявления неоднократных нарушений или однократного грубого на­рушения лицензионных требований и условий лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии. При этом они устанавли­вают срок (не более 6 месяцев) для устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Если в установленный срок лицензиат не устраняет указанные нарушения, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. При устранении нарушений лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение 3 дней после получения от него соответст­вующего уведомления и его проверки.

Лицензия теряет юридическую силу при ликвидации или реоргани­зации лицензиата — юридического лица либо прекращении действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального пред­принимателя. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если наруше­ние лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, а также в случае неустранения выявленных лицензирующим органом наруше­ний. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступ­ления в силу решения суда. Лицензирующие органы вправе аннулиро­вать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев сбора за предоставление лицензии.

Решения о приостановлении действия, аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводятся лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с моти­вированным обоснованием не позднее чем через 3 дня после их приня­тия.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий.Информация, со­держащаяся в реестре, является открытой для физических и юридиче­ских лиц и предоставляется в виде выписок о конкретных лицензиатах в трехдневный срок со дня поступления соответствующего заявления.

Ответственность за осуществление безлицензионной деятельно­сти.Безлицензионная деятельность хозяйствующих субъектов влечет применение к ним гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ коммерческая организация может быть ликвидирована по ре­шению суда в случае осуществления хозяйственной деятельности без лицензии. Сделки, совершенные коммерческой организацией, не име­ющей лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными (ст. 173 ГК РФ). Применительно к индивидуальным предпринимателям предусмотрена уголовно-пра­вовая ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), выражающееся, в частности, в осуществлении предприниматель­ской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с на­рушением условий лицензирования.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в данной сфере осуществляется исключительно на основании лицензий.

Лицензированием называется деятельность специализированных (лицензирующих) органов по оформлению специальных разрешений – лицензий на право заниматься конкретными видами предпринимательской или иной экономической деятельности, а также совершение указанными органами иных операций с лицензиями:

  • переоформление и в предусмотренных законом случаях продление срока лицензии;
  • приостановление, возобновление, прекращение действия и аннулирование действующих лицензий;
  • формирование единого реестра лицензий;
  • формирование единого информационного ресурса и предоставление информации о лицензировании

и осуществление ими лицензионного контроля.

Правовая основа деятельности по лицензированию

Общее правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности (общий, базовый федеральный закон; исчерпывающий перечень конкретных видов лицензируемой деятельности приведен в статье 12). Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Закрытый перечень видов деятельности (например, атомная энергетика; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций), перечисленных в пункте 2 статьи 1 базового федерального закона. Лицензирование указанных видов деятельности полностью регулируется отдельными федеральными законами (например, ФЗ «Об использовании атомной энергии») и не попадает под действие базового федерального закона.
Закрытый перечень видов деятельности (например, частная детективная деятельность; образовательная деятельность), перечисленных в пункте 4 статьи 1 базового федерального закона. Лицензирование указанных видов деятельности может обладать рядом особенностей относительно базового федерального закона (например, иной порядок принятия решения о выдаче лицензии).

Данные особенности устанавливаются отдельными законодательными актами (например, Закон РФ «О средствах массовой информации»)

Содержание и принципы лицензирования отдельных видов деятельности

Субъектами лицензионной деятельности являются лицензирующие органы, соискатели (претенденты) лицензий и лицензиаты (лица имеющие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности).

Лицензирующими органами в зависимости от конкретного вида деятельности выступают различные профильные государственные органы и их территориальные подразделения, а также – в случае передачи необходимых полномочий (должен быть принят соответствующий нормативный акт) – исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Указанные органы руководствуются следующими принципами, закрепленными законодательно:

  • экономическое пространство на территории Российской Федерации едино;
  • конкретные виды деятельности, подлежащие лицензированию, устанавливаются только федеральным законодательством;
  • федеральное законодательство предусматривает единый порядок лицензирования для всех отдельных видов деятельности;
  • для каждого из отдельных видов деятельности устанавливается исчерпывающий перечень лицензионных требований (путем принятия специальных положений);
  • информация о лицензировании открыта и доступна всем, за исключением отнесенной к категориям, распространение которых запрещено или ограничено действующим законодательством;
  • взимание любой иной платы за лицензирование, кроме государственной пошлины, запрещено;
  • лицензирование должно осуществляться с соблюдением законности.

Соискателем лицензии могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Для принятия положительного решения о выдаче лицензии соискатели лицензии должны представить установленный базовым федеральным законом пакет документов и отвечать ряду критериев (а также иметь возможность подтвердить соответствие документально), установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Такими критериями могут выступать:

  • наличие у соискателя лицензии соответствующих площадей, технических средств, оборудования;
  • наличие постоянного (трудоустроенного в соответствии с Трудовым кодексом РФ) профессионального персонала;
  • соответствующая организационно-правовая форма, уставный капитал;
  • отсутствие задолженностей и др.

Лицензия предоставляет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям право осуществлять предусмотренную ею деятельность на всей территории Российской Федерации, а также на иных территориях, на которые распространяется юрисдикция Российской Федерации и соответствующие нормы международного права.

В случае если лицензия была выдана органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при осуществлении деятельности вне его пределов необходимо уведомлять территориальные лицензирующие органы на месте.

Порядок получения лицензии

С целью оформления лицензии соискатель представляет в уполномоченный орган заявление о предоставлении лицензии, данное заявление должно содержать ряд необходимых данных:

  • наименование/ФИО,
  • ИНН,
  • вид деятельности,
  • реквизиты квитанции об уплате госпошлины,
  • реквизиты документов, подтверждающих соответствие соискателя критериям, предъявляемым положением о лицензировании указанного вида деятельности.

Вместе с заявлением подаются копии учредительных документов и документы, предусмотренные положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, а также опись прилагаемых документов.

Существует возможность направления указанных выше документов заказным письмом с уведомлением или в электронном виде (при условии заверения электронной подписью).

Уполномоченный орган имеет право отправить соискателю уведомление об устранении нарушений или вернуть заявление, если оно не соответствует предъявляемым требованиям.

Лицензирующий орган обязан принять решение не позднее трех рабочих дней со дня получения надлежащим образом оформленного заявления и приложений к нему.

По истечении указанного срока лицензия вручается лицензиату либо направляется ему почтой. По желанию заявителя лицензия может быть выдана в форме электронного документа.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Кредитный договор с банком», в которой перечислены наиболее распространенные банковские нарушения

Или узнайте ЗДЕСЬ, что делать, если вы пропустили срок обжалования дела в гражданском суде

А в ЭТОЙ СТАТЬЕ можно ознакомиться с процедурой получения разрешения на травматическое оружие

Приостановление и аннулирование лицензии

Действие лицензии приостанавливается, в случае если держатель лицензии не устраняет в течение установленного срока грубые нарушения лицензионных требований и привлечен за это к административной ответственности либо ему назначено административное наказание в виде приостановления лицензии.

Аннулирование лицензии возможно решением суда по заявлению лицензирующего органа в связи с тем, что лицензиат не устранил в установленные ему сроки (сроки действия административных санкций и приостановления лицензии) допущенные им грубые нарушения лицензионных требований.

При аннулировании действие лицензии считается прекращенным в связи с прекращением вида деятельности лицензиата.

Помимо аннулировании лицензии, лицензиат несет всю полноту ответственности за свою деятельность в соответствии с гражданским, уголовным и административным законодательством Российской Федерации (в случае если в ходе его действия был нарушен уголовный закон, или нанесен ущерб правам и законным интересам третьих лиц, или допущен не связанный с лицензионной деятельностью административный проступок).

Лицензирование

Что такое лицензия и для чего она нужна?

Лицензия представляет собой официальный документ, подтверждающий право юридического лица или индивидуального предпринимателя на осуществление отдельных видов деятельности, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот документ (лицензия) является своего рода гарантией качества продукции и оказываемых услуг, а также осуществления различного вида деятельности.

Лицензирование является по сути одним из главных способов осуществления государственного контроля многих видов деятельности.

Это не является ограничением прав организации и граждан. Лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая могла бы нанести ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Таким образом, государство осуществляет контроль за потенциально опасной для общества деятельностью. Это также означает обязательность выполнения всех правил, согласно установленным нормам лицензирования, и соответствие им (реальные возможности, в том числе организационно — технические, наличие соответствующего оснащения и специального оборудования, опыт работы, профессионализм и профессиональные характеристики, надёжность, компетентность, легальность и т.д.).

Стоит отметить, что далеко не все виды деятельности нуждаются в лицензировании. Сфера действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» ограничена только теми видами деятельности, перечень которых обозначен в 17 статье указанного закона. Прочие же виды деятельности регламентируются другими специальными законами, предусматривающими свой порядок и свои требования.

Важно знать: за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением её условий установлены различные виды ответственности, в том числе административная, по ст. 14.1 КоАП РФ. Статья 171 Уголовного кодекса устанавливает уголовную ответственность за деяния, повлекшие серьёзные значительные последствия (причинение крупного ущерба либо извлечение дохода в крупном размере).

Вот почему необходимо озаботиться приобретением лицензии ещё до начала предпринимательской деятельности.

Лицензировние от юридической компании «Нева Консалт»

Юридическая процедура лицензирования отдельных видов деятельности в настоящее время представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Поэтому необходим серьёзный подход к этому делу.

Наша компания предлагает свои услуги «под ключ», что означает полное сопровождение процедуры лицензирования, от начала до конца, до полного её завершения. Наши специалисты согласовывают и решают отдельные вопросы, связанные с лицензированием на любом этапе.

Преимущества компании «Нева Консалт»

Зачастую у юридических и физических лиц уходит много времени на подготовку пакета документов для получения лицензии. Юристы нашей компании занимаются лицензированием деятельности на протяжении уже многих лет и имеют огромный опыт работы в данной сфере. Мы гарантируем надежность и качество выполнения работ в наиболее сжатые сроки с минимальными затратами, что позволяет нашим клиентам приступить к осуществлению своей предпринимательской деятельности как можно раньше и без значительных убытков.

Кроме того, квалификация наших специалистов позволяет им находить индивидуальный подход к лицензированию каждого конкретного вида деятельности, учитывая все его особенности и характеристики. Мы самостоятельно решаем любые вопросы, возникающие по ходу процедуры лицензирования, разумеется, учитывая пожелания, замечания, клиента и требования законодательства.

Наши сотрудники отлично знакомы со всеми нюансами и «подводными камнями» лицензирования, а также со всеми нормативными актами и законами, определяющими данную процедуру. Кроме того, наша компания регулярно отслеживает любые изменения, внесённые в законодательные нормативно-правовые акты, что позволяет оперативно реагировать на эти изменения и подстраиваться под сложившийся новый свод правил, контролировать ситуацию.

Сотрудничество с аккредитованными лабораториями, государственными органами, лицензирующими центрами значительно упрощает процесс получения лицензии. Более того, ваше участие в данной изнурительной процедуре будет сведено к минимуму. Будьте уверены, наши специалисты знают своё дело, и сделают всё возможное, чтобы облегчить данный процесс для Вас.

Именно поэтому наши услуги так востребованы на рынке и мы с радостью помогаем всё большему количеству наших клиентов.

Таким образом, наша компания гарантирует Вам:

  • Опыт и профессионализм;
  • Надёжность и качество;
  • Максимально сжатые сроки при минимальных затратах;
  • Официальное оформление лицензии напрямую через лицензирующие органы;
  • Индивидуальный подход к каждому клиенту;
  • Консультация по любым возникшим вопросам;
  • Полное сопровождение на протяжение всего процесса лицензирования;
  • Работаем до получения документов на руки.

Как протекает процедура оформления лицензии с «Нева Консалт»

Первоначально проводится первичное консультирование и предоставление полной информации, соответствующей деятельности вашей организации. Далее специалисты проводят анализ целесообразности получения лицензий и потом предложат наиболее выгодные и подходящие вам условия.

Затем происходит расчёт стоимости и подготовка графика платежей, заключается договор оказания услуг.

И уже после следует главный этап процедуры: подготовка пакета документов.

Когда необходимый пакет документов будет собран, согласуется процесс получения.

С нашей поддержкой вы можете быть уверены, что лицензия будет получена в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными государством и законами, мы позаботимся о том, чтобы все было официально и грамотно оформлено, документально подтверждено и подано в государственный орган, проверим соответствие организации всем установленным правилам (наличие материально-технической базы предприятия, например, офис, площадка, необходимая техника и оборудование, сотрудников и т.д.), во избежание возникновения в дальнейшем нежелательных вопросов и претензий при контроле и проверках.

Наши специалисты работают чисто, быстро, надёжно и качественно.

Порядок лицензирования предпринимательской деятельности

Получение лицензии является обязательным только для ряда компаний, которые занимаются конкретными видами деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности — это сложный и трудоемкий процесс, чьи подводные камни лучше знать заранее, чтобы правильно оформить все документы и получить желаемый документ.

Что такое лицензия и какими правами она наделяет держателя

Лицензия — это вид документа, который разрешает осуществления определенного вида деятельности на территории РФ. Лицензирование деятельности предприятий регулируется Федеральным законом №99, в котором и дается определение данному фактору.

Под ним понимается та мера, которая применяется для предотвращения нанесения ущерба правам граждан, окружающей среде и памятникам архитектуры и безопасности страны.

При получении данного документа организация получает право гарантировать потребителю качество, а главное безопасность своих товаров. Это подтверждает то, что они соответствуют всем установленным нормам.

Получение лицензии на предпринимательскую деятельность — обязательная процедура для физ.лиц, юр.лиц и ИП, которые решили ею заняться. Для этого нужно обратиться в один из гос.органов, который занимается выдачей подобных документов.

К примеру, если компания решила заняться грузоперевозками, то ей следует обратиться в Федеральную службу по надзору транспорта. Аудиторским фирмам нужно получать лицензию в Минфине и т.д.

Всего около 30 гос.структур занимаются оформлением этого документа, поэтому нужно четко знать, каким видом деятельности вы решили заняться, чтобы понять, куда обращаться.

Без наличия лицензии предприятие будет нести административную ответственность. По ст.14.1(2) КоАП РФ штраф составляет 40-50 тыс. руб. для юр.лиц и 4-5 тыс. — для ИП. При этом, весь товар, который они производили, может быть конфискован.

Если какая-либо фирма занимается производством или распространением алкогольных напитков без лицензии, то за это определяется штраф в 200-300 000 руб., по ст.14.1(7) КоАП РФ. Также в этом случае вся продукция и материал, который при этом использовался, изымается.

При выявлении нарушений деятельности с уже выданной лицензией компанию ждет штраф суммой в 30-40 тыс. руб. для организаций и 3-4 тыс. для ИП, по ст. 14.1(3) КоАП РФ.

За осуществление деятельности с грубыми нарушениями условий полученной лицензией организация будет обязана выплатить 40-50 тыс.руб., а ИП — 4-5 тыс.руб., по ст. 14.1(4) КоАП РФ. Штраф может быть заменен на приостановление деятельности на срок — до 3х месяцев.

Зачем нужно лицензировать предпринимательскую деятельность

Федеральный закон №99 выдвигает требование о получении лицензий организациями и ИП для обеспечения максимальной правовой защиты гражданам РФ, а также экологической обстановке и самому гос.строю.

Только некоторые виды предпринимательской деятельности должны лицензироваться:

  • предоставление кредитов;
  • связанные с гос.тайнами;
  • производство и распространение алкогольных напитков, содержащих этиловый спирт и обычный;
  • услуги связи;
  • фармацевтическая;
  • перевозки грузов и пассажиров;
  • образовательная;
  • по предоставлению услуг охраны;
  • эксплуатация природных ресурсов и т.д.

Всего существует порядка 50 видов деятельности, которые должны проходить процедуру лицензирования организаций. Они перечислены в ст.12 ФЗ№99.

С порядком лицензирования медицинской деятельности можно ознакомиться здесь.

Получение лицензии предоставляет ее получателю не только права, но и обязательства. Организация, которая вам выдала ее, будет проводить проверки в отношении вашей компании. Они могут быть плановыми и внеплановыми. Обычно их периодичность — каждые 1-3 года.

Порядок лицензирования

Выдать лицензию предприятию разрешается законом при соблюдении определенных условий:

  • соответствие технической базы деятельности организации;
  • наличие квалифицированных сотрудников;
  • система контроля над производством;
  • капитал определенного размера;
  • отсутствие долгов и пр.

Конкретный перечень зависит от того вида деятельности, которым занимается фирма. Размер гос.пошлин также зависим от этого фактора, но для большинства она составляет 7,5 тысяч рублей, по ст.333.33 НК РФ.

Самые высокие — это для производства спиртных напитков — от 800 тыс. рублей, а на их продажу — от 65 тыс. руб. Для совершения различных банковских операций потребуется оплатить 0,1% от всего капитала, но не более 300 тыс. руб.

Она оплачивается только один раз, а при получении отказа в предоставлении лицензии не возвращается.

Для того, чтобы организация стала лицензированной, ей нужно пройти несколько обязательных этапов:

  • сбор и подготовка документов;
  • оплата гос.пошлины;
  • рассмотрение заявки;
  • получение самой лицензии.

Какие документы понадобятся

Лицензирующий орган потребует от организации следующие обязательные бумаги:

  • квитанция об оплате гос.пошлины;
  • заявление на предоставление лицензии;
  • копии документов, которые подтверждают соответствие лицензируемого вида деятельности всем установленным законом нормам;
  • все бумаги по предприятию и пр.

Точный список следует уточнять в том гос.органе, в который обратился соискатель лицензии.

В заявлении следует указывать следующую информацию:

  • название организации;
  • фактический и юридический адрес юридического лица;
  • форма организации;
  • все контактные данные;
  • регистрационный номер вместе с адресом и наименованием того органа, который выдал его;
  • ИНН и все сведения о документе об учете в налоговой;
  • вид деятельности, которым занимается предприятие;
  • реквизиты квитанции об уплаченной пошлине;
  • список прилагаемых документов.

Подача документов

После того, как пакет документов был подготовлен, его можно подать разными способами:

  • при личном визите в гос.орган;
  • отправкой по почте заказного письма с уведомлением;
  • по электронной почте (для этого документы нужно заверить электронной подписью).

Согласно лицензионным требованиям, организации выдается бумага о подтверждении получения документов. Она выдается заявителю в самом ведомстве или высылается по почте.

Если выясняется, что индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом были поданы не все документы, то их об этом уведомят об этом в течение 3х дней. Чтобы исправить ошибки, им предоставляется месяц и еще 3 дня на то, чтобы подать правильные варианты документов.

Получение лицензии

Рассмотрение каждой отдельной заявки составляет 45 дней. Этот срок рассчитывается с момента получения всего пакета документов. Это время требуется ведомству для того, чтобы установить правильность оформления всех документов, а также соответствие лицензиатом всем критериям, которые установлены законом.

В случае положительного решения по заявке, то подписывается приказ о выдаче лицензии. Через 3 дня после этого сам заявитель может рассчитывать на ее получение.

Некоторые особенности

Рассмотрим пример лицензирования продажи спиртных напитков. В России это очень распространенный вид деятельности, поэтому существует даже отдельный закон, который регулирует его, — ФЗ №171 от 1995 г. Именно в нем указано, что если спиртным напитком является пиво, то для его продажи не требуется лицензии, по ст.16. Не только юр.лица могут продавать его, но и ИП.

Второй правовой документ, который определяет порядок действий при лицензировании этого вида деятельности, — Административный регламент.

Пакет документов будет различен при оформлении лицензии для розничной торговли спиртными напитками, их производства или хранения. Следует заранее уточнять это в том ведомстве, куда вы собираетесь обращаться. Это требуется и по той причине, что существуют региональные власти, которые устанавливают свои правила в данной области.

Что делать при получении отказа

Любая гос.структура оставляет за собой право отказа в случае, если предпринимательская деятельность не соответствует требованиям, которые приведены в нормативно-законодательных актах или были предоставлены не все документы.

Можно попробовать оспорить решение гос.органа, который отказал вам в предоставлении лицензии в суде, но для этого нужно подготовить все документы и тщательно подготовиться к судебному разбирательству, так как оно, как правило, требует много времени и денег.

Это имеет смысл делать, если заявитель полностью уверен, что у него нет никаких задолженностей перед налоговой. Именно эта причина становится частым препоном для получения лицензии. Организация может даже не знать, что у нее есть долги перед этим гос. органом, а потом в суде это все выясняется. Поэтому рекомендуется провести полную проверку всей документации перед тем, как отправлять исковое заявление в суд.

На каких основаниях может быть остановлено или аннулировано действие лицензии

Если в процессе проверок, контролер найдет какое-либо нарушение со стороны предприятия, то ему предоставляется один месяц на то, чтобы его исправить. Если юр.лицо или ИП упорствует, то лицензия у него отзывается.

Не стоит расслабляться в случае исправления ошибки. Скорее всего, вас будут ждать внеочередные проверки.

По иску лицензирующего органа лицензия отзывается в течение 10 рабочих дней по судебному решению.

В добровольном порядке лицензирование прекращается в следующих случаях:

  • при оформлении заявления о прекращении деятельности;
  • при приостановлении деятельности физ. или юр.лиц (сюда не относится реорганизация).

В последних двух случаях не требуется самостоятельно обращаться в ведомство, выдавшее вам лицензию. Налоговая сама об этом позаботится.

Более подробно вопрос приостановления лицензии рассмотрен в этой статье.

Чтобы срок действия лицензии не закончился раньше времени, нужно вовремя ее переоформлять. В ст.18 ФЗ №99 перечислены те случаи, когда требуется выполнять данную процедуру. Ими являются:

  • реорганизация предприятия;
  • изменение данных ИП или юр.лиц;
  • смена адреса юр.лица или названия;
  • изменение адреса, по которому идет деятельность данной фирмы.

Для этого нужно будет обратиться в то же ведомство и предоставить необходимые документы вместе с квитанцией о подтверждении оплаченной пошлины. Она составляет 600-2600 руб.

Заключение

Лицензия является документом, который выдается гос.органами, для предоставления возможности тем или иным предприятиям осуществлять определенные виды деятельности. В России нет одного ведомства, которое выдает такие бумаги. Все зависит от того, какую деятельность осуществляет данная компания.

Для получения лицензии потребуется оформить документы, оплатить гос.пошлину и подать их в соответствующее ведомство. При положительном ответе по вашей заявке, по истечении полутора месяцев вы получите на руки нужный вам документ.

Правоведение. Курс Гариповой О.Н.

9. Основы правового регулирования экономической деятельности

9.1.Правовое регулирование экономической деятельности.

9.2.Лицензирование. Антимонопольная деятельность.

9.3. Законодательство в области финансов.

9.4. Правовое регулирование банковской деятельности.

9.1. Правовое регулирование экономической деятельности

Источник предпринимательского права — это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

1) нормативный правовой акт;

2) обычай делового оборота;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи — Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К ним относятся:

1. Конституция РФ, которая:

а) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

— в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8);

— в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8);

— земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9);

— каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34);

— не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34);

б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

— равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8);

— гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46);

— возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г . конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы;

в) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 — 73).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

— Федеральный закон от 8 августа 2001 г . № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ред. от 23.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 8 августа 2001 г . № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 29.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г . № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в ред. от 28.09.2010 г.;

— Федеральный закон от 26 декабря 2008 г . № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ред. от 28.12.2010 г.;

б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

— Закон РФ от 26 июля 2006 г . № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ред. от 29.11.2010 г.;

— Закон РФ от 20 февраля 1992 г . № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» в ред. от 27.07.2010 г.;

— Федеральный закон от 22 апреля 1996 г . № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в ред. от 04.10.2010 г.;

в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

— Федеральный закон от 26 декабря 1995 г . № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в ред. от 28.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 8 февраля 1998 г . № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в ред. от 28.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 8 мая 1996 г . № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» в ред. от 19.07.2009 г.;

— Федеральный закон от 14 ноября 2002 г . № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в ред. от 02.07.2010 г. и др.;

г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

— Федеральный закон от 29 октября 1998 г . № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. от 08.05.2010 г.;

— Федеральный закон от 30 декабря 2008 г . № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ред. от 28.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 29 ноября 2001 г . № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» в ред. от 27.07.2010 г.;

— Федеральный закон от 13 марта 2006 г . № 38-ФЗ «О рекламе» в ред. от 28.09.2010 г. и т.д.

4. Подзаконные акты:

а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г . № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22.06.2010 г.);

б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г . № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» в ред. от 26.01.2010 г.);

в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);

5. Нормативные правовые акты субъектов РФ — издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 — 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты — принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

7. Обычаи делового оборота — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ).

Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. ст. 309, 311, 314, 315, 474 и др.).

Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе). Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом, либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

8. Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:

— Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г .;

— Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г .;

— Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г .;

— Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

— Евразийская патентная конвенция 1994 г . и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

Лицензирование предпринимательской деятельности

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 21.05.2019 2019-05-21

Статья просмотрена: 415 раз

Библиографическое описание:

Кирина, О. О. Лицензирование предпринимательской деятельности / О. О. Кирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 318-319. — URL: https://moluch.ru/archive/258/58560/ (дата обращения: 07.09.2021).

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности только после получения лицензии. Под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, которые подтверждаются документом выданным лицензирующим органом субъекту предпринимательской деятельности.

Основным источником, который регулирует данный институт в России, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» [1]. В нем зафиксированы основные понятия, принципы, лицензионные требования, порядок предоставления, переоформления, приостановления, прекращения и аннулирования лицензий.

Анализируя данный нормативный акт, можно выделить критерии, по которым та или иная деятельность будет требовать разрешения.

Первый критерий — критерий объективной опасности. Он включает в себя виды деятельности, осуществление которых, может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства.

Второй критерий формальный. Он включает в себя виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензия носит именной характер, т. е. она предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию субъекту предпринимательства. Исключение составляет случай правопреемства при преобразовании юридического лица.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, которые утверждаются Правительством РФ. Общими требованиями для соискателя лицензии и лицензиата, которые могут быть включены в перечень являются:

– наличие помещений, зданий сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям и принадлежащих субъекту на законных основаниях;

– наличие работников, с которыми заключен трудовой договор, имеющих профессиональное образование, квалификацию и/или стаж работы;

– наличие необходимой системы производственного контроля;

– соответствие требованиям касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера установленного капитала и отсутствие задолженности перед третьими лицами.

Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [2] предусматривает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания- в ст.16 говорится о том, что с целью продажи такой продукции организации обязаны иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, общая площадь которых составляет не менее 50 квадратных метров в городе и 25 квадратных метров в селе – данное требование по факту является не только правилом продажи алкоголя, но и лицензионным требованием.

Проблемным вопросом является определение площади. Нет единого подхода: одни принимают в расчет все помещения стационарного торгового объекта (учитывая площадь склада, туалета, коридора), другие берут во внимание только площадь торгового зала (зала обслуживания).

Большинство дел, рассмотренных Арбитражным судом РФ-, это дела о привлечении организаций за осуществление продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без лицензий. Но также существует множество ситуаций, когда субъект предпринимательской деятельности нарушает лицензионные требования путем продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, продажи алкогольной продукции на вынос.

Что любопытно, проверяющие органы сталкиваются и с такими ситуациями, когда фактически продажа алкоголя ведется в месте, не обозначенном в лицензии.

Существуют определенные требования, согласно которым, размещение баров, ресторанов должно быть на определенном расстоянии от образовательных учреждений. Данное расстояние устанавливается местными властями самостоятельно. В г. Омске минимальное расстояние составляет 50 метров. Знакома с ситуацией, когда организации общепита не хватала 1 метра расстояния для получения лицензии на продажу алкоголя. Кафе на неделю, когда шли проверки, соответствует ли условия лицензионным требованиям, перенесли главный вход на запасной, а запасной сделали главным. Смекалка русского человека.

Развитие бизнеса происходит быстрыми темпами, естественно, законодательство должно подстраиваться, совершенствоваться в ногу с ним.

Лицензионная деятельность является важной контролирующей задачей государства. Нужно конкретизировать и уточнять все моменты в нормативных актах, чтобы не было проблем в понимании и толковании закона.

1. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ

2. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: