Поставляемый товар должен быть - STROYALT.RU

Поставляемый товар должен быть

Статья 33. Правила описания объекта закупки

Статья 33. Правила описания объекта закупки

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 — 3 настоящей части.

1.1. При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее — гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Как избежать ошибок при описании объекта закупки?

Всем известна цитата капитана Врунгеля из мультфильма «как корабль назовешь, так он и поплывет». Так и с проведением государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ – как объект закупки опишешь, такой результат и получишь. Мы решили подготовить этот материал после обращения клиента – крупного лечебного учреждения, закупавшего через торги средства дезинфекции. Но после подведения итогов аукциона на заказчика обрушились жалобы, суть которых сводилась к неверному описанию объекта закупки…

На какие требования к описанию объекта закупки следует обратить внимание?

Все требования к описанию объекта закупки по 44-ФЗ размещены в ст. 33 этого закона. В частности, описание объекта может содержать разнообразные графические элементы – эскизы, планы, чертежи. По общему правилу поставляемый товар должен быть новым, т.е. не бывшим в употреблении; также необходимо зафиксировать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям документации. Ну а закупка работ в сфере строительства должна содержать проектную документацию. Остановимся на тех положениях описания объекта закупки, которые на практике вызывают наибольшие затруднения.

Можно ли закупать товар, описание которого явно соответствует конкретному товарному знаку или товару конкретного производителя, но не называет их?

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Таким образом, описываются все необходимые свойства товара, работы или услуги. Но в описании объекта не должны фигурировать конкретные товарные знаки, фирменные наименования, если это влечет ограничение количества участников закупки. Указывать конкретный товарный знак можно в случаях, если при этом:

  • допускается альтернатива и такое наименование используется в сочетании со словами «или эквивалент» (например, «Coca-Cola» или эквивалент),
  • необходимо приобрести товар, совместимый с используемым заказчиком товаром,
  • необходимо приобрести запасные части к машинам и оборудованию.
Читайте также  Где остановка запрещена в городе

Можно ли детально переписать характеристики конкретного товара?

Часто заказчики при описании объекта закупки переписывают инструкции и прочие документы с характеристиками конкретного товара, но не указывают его название. Например, заказчик хочет приобрести автомобиль марки «Audi» определенной модели для своих нужд, а потому переписывает характеристики конкретного автомобиля «Audi», не называя модель, иначе необходимо будет указывать на эквивалент. И получается, что он хочет купить легковой автомобиль с 8-цилиндровым бензиновым двигателем, мощностью не менее 571 лс, 8-ступенчатой коробкой передач и т.д., детально переписывая, например, технические характеристики Audi S8…Но насколько это законно?

На этот счет существует две противоположные друг другу позиции судебных органов и органов ФАС:

  1. Да, подобное описание, «подогнанное» под определенный товар является нарушением законодательства о закупках, поскольку говорит об ограничении конкуренции, если «отсутствует специфика» такого товара. Кстати, аналогичным образом разрешается ситуация даже если указать, что производится закупка товара с конкретным товарным знаком или его эквивалента, если эквивалент на самом деле отсутствует.
  2. Нет, подобное описание не будет являться нарушением при определенных обстоятельствах. Нарушением оно может быть в случае, если оно ограничивает конкуренцию между участниками закупки.

Итак, условия, которые говорят об отсутствии ограничения конкуренции:

  • у любого участника закупки есть возможность беспрепятственно приобрести нужный товар,
  • предметом контракта является не производство товара, а его поставка,
  • необходимо приобрести запасные части к машинам и оборудованию.

В то же время нельзя забывать, что цели закупки – удовлетворение потребностей заказчика, а потому он вправе устанавливать желаемые характеристики с соблюдением баланса его интересов и интересов конкуренции. Отсутствие аналогов товаров также не может говорить об ограничении конкуренции, т.к. заказчик не отвечает за развитие отдельных отраслей производства в стране.

Сложнее решение данного вопроса становится тогда, когда заказчик описывает требования к компонентам или составу объекта (например, при описании каких-либо лекарственных средств, строительных материалов и т.п.).

Вернемся к нашему клиенту. Больница закупала дезинфицирующие средства, указав в описании, что им нужны средства с содержанием спирта не менее определенного значения и с определенными свойствами. Но производит средства с такими характеристиками лишь один производитель в стране. При рассмотрении подобных дел не смог определиться даже Верховный суд. В одном случае он посчитал такое описание абсолютно законным, ввиду аргументов выше, в другом же – указал, что такие подробные характеристики объекта закупки приводят к ограничению количества участников, что является нарушением.

Насколько подробно нужно описывать в документации необходимый объект?

Очевидно, что неконкретные и размытые требования к объекту закупки не позволят заказчику достичь необходимую цель, а поставщику/подрядчику/исполнителю исполнить контракт.

Вывод следующий: вы можете подробно описать необходимый объект закупки, но такая детальность (в том числе в отношении материалов, компонентов, химического состава объекта закупки) возможна в случае, если заказчик обоснует свою потребность именно в этих характеристиках. Например, если строительный материал только определенного химического состава и плотности прослужит требуемое заказчиком время.

Как описать объект закупки, если законом уже установлены обязательные требования к таким объектам?

При описании объекта закупки нужно использовать обязательные требования, установленные техническими регламентами и национальными стандартами. Если же заказчик не использует их совсем или использует другие показатели, то он обязан обосновать причину своего решения.

Например, он может указать, что установление лучших характеристик позволяет достичь и лучших результатов. Но здесь рекомендуем указывать конкретную причинно-следственную связь, ведь неиспользование обязательных требований к товару со ссылкой на то, что не все нормативы охватывают потребности заказчика, вряд ли будет убедительно для УФАС, хотя и такая практика встречается.

Каковы правовые последствия несоблюдения требований к описанию закупки?

  • УФАС вправе приостановить проведение закупки и выдать предписание о внесении изменений в документацию или об отмене всех протоколов закупки ,
  • УФАС вправе обратиться с иском о признании контракта недействительным,
  • на заказчика могут наложить административный штраф.

Из этого можно сделать следующий вывод: нарушить законодательство о закупках очень просто. Мы рекомендуем заказчикам указывать в закупочной документации обоснование своих потребностей – это поможет защитить себя от жалоб и срыва торгов. В то же время участникам торгов необходимо обращать внимание на наличие или отсутствие такого обоснования, в том числе и при несоблюдении обязательных требований к товарам – это поможет выявить нарушения своих прав вовремя и добиться внесения изменений в документацию с помощью органов ФАС.

Статьи

Сведения о товаре в заявке участника

С 01.01.2020 Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ принципиально изменен подход к содержанию заявки в электронных процедурах. Речь идет об указании сведений о товаре, предлагаемом участником к поставке либо к поставке (использованию) при выполнении работ, оказании услуг.

Нужно отметить, что принятие Федерального закона от 27.12.2019 № 449 в ближайшее время породит большое многообразие противоречивой административной практики, которая, в отдельных случаях, к сожалению, закончится возложением административной ответственности на должностных лиц заказчиков и членов комиссий

Страна происхождения товара

Для разных процедур закупок установлены разные правила. Так, с 01.01.2020 для конкурса, аукциона и запроса предложений Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о предоставление страны происхождения товаров, предлагаемых участником закупке к поставке, в том числе поставляемых (прим.: ранее в Законе № 44-ФЗ было указано “используемых”) при выполнении работ, оказании услуг.

Поставляемый или используемый товар: в чем разница?

К сожалению, нормативно не закреплено отличие “используемого” и “поставляемого” товара. При этом совершенно очевидно, что при внесении изменений в Закон № 44-ФЗ в этой части, преследовалась цель исключить необоснованное затребование заказчиками характеристик по огромному перечню товаров, в том числе принципиально не важных заказчику, с целью отклонения заявок “неугодных” участников закупки, когда предметом закупки выступают работы или услуги.

Наиболее распространенный случай — закупки по текущему ремонту, при которых заказчиками в составе заявки требуются показатели практически по всем товарам из сметы. При этом делается это таким образом, чтобы правильно заполнить заявку могли только ограниченное число участников. Как правило, 1-2 участника закупки. Остальные же должны допустить ошибки, чтобы их заявки по формальным причинам были отклонены.

В обывательском понимании можно привести следующее различие “поставляемых” и “используемых” товаров между собой:

Поставляемые товары — это те, которые передаются участником заказчику самостоятельно и не расходуются при выполнении работ, оказании услуг (например, медицинское оборудование, мебель и т.д.).

Используемые — это те товары, которые расходуются при выполнении работ, оказании услуг (например, моющее средство, обои, клей, краска и т.д.).

Косвенными признаками поставляемых товаров являются: самостоятельный учет указанных товаров заказчиком, в том числе постановка их на баланс, передача товаров по товарным накладным и т.д. Однако, отсутствие таких признаков не свидетельствует о том, что товар “используется”, а не “поставляется”.

Как указывать страну происхождения товара?

До 01.07.2020 сведения о стране происхождения товара могут быть предоставлены участником в любом формате. Например, “РФ”, “Россия”, “Российская Федерация”. Участник при указании сведений о стране не обязан использовать общероссийский классификатор стран мира, а заказчик не вправе устанавливать требования о предоставлении сведений о стране в соответствии с таким классификатором. Все это справедливо для случая, когда сама электронная площадка не обязывает участника предоставить сведения о стране происхождения товара по классификатору.

С 01.07.2020 страна должна быть указана участником в соответствии с общероссийским классификатором. Во всяком случае такое требование на день написания настоящей статьи установлено на процедуры запроса котировок в электронной форме. Убеждены, что аналогичное требование также будет установлено для электронных конкурсов и аукционов, т.к. алгоритм работы электронных площадок должен быть единым. Соответственно, указание страны происхождения товара в формате “РФ” с 01.07.2020 будет недопустимо и должно влечь за собой отклонение заявки участника.

Характеристики (конкретные показатели) товаров

Характеристики товара должны предоставляться участником в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, составленной заказчиком. В данной статье мы не будем углубляться в вопрос о том, как и какие показатели должны предоставляться участником в том или ином случае. Это все очень индивидуально и зависит от многих составляющих. Если у Вас есть вопросы по заполнению заявки, Вы можете обратиться в Консультационный центр в сфере закупок “Закон.гуру” для их решения, в том числе по WhatsApp. Однако, мы обычно не занимаемся заполнением заявки со стороны участника.

Конкретные показатели по товарам должны предоставляться во всех случаях.

Исключений всего два:

    Заказчиком при описании товара использовался товарный знак, т.е. товарный знак был непосредственно указан в техническом задании. Со словами “или эквивалент” или без этих слов значения не имеет. Если участник соглашается поставить (использовать) товар с товарным знаком, указанным заказчиком, то по данному товару участник может не предоставлять каких-либо показателей вовсе, даже в том случае, если указанные показатели представлены заказчиком в техническом задании в виде диапазонных значений.

Например , заказчик в техническом задании пишет: “Ноутбук HP или эквивалент. Цвет черный и серебристый”. Участник, согласившийся поставить ноутбук HP, вправе не предоставлять значение по его цвету, однако обязан предоставить сведения о стране его происхождения (например, “Китай”). Контракт с участником будет заключен в рассматриваемой ситуации на следующих условиях “Ноутбук HP. Цвет черный и серебристый. Про-во: Китай”. В ходе исполнения контракта участник вправе поставить ноутбук любого из указанных цветов, в том числе часть ноутбуков (если техническом задании предполагалась поставка нескольких ноутбуков) одного цвета, а часть другого.

Читайте также  Получить справку форма 9
  • Если заказчиком в качестве технического задания использовалась проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Например, это может быть случай закупки работ по капитальному ремонту, где смета на капитальный ремонт выступает проектной документацией в понимании Закона № 44-ФЗ и ГрК РФ. О том, как отличить капитальный ремонт от текущего читайте в нашей специальной статье. В указанном случае ни характеристики товаров, ни сведения об их стране в составе заявки не предоставляются. До 01.07.2020 данное правило применяется только при проведении заказчиком электронного аукциона и не применяется в конкурсе и запросе котировок. С 01.07.2020 данное правило будет применяться также для запроса котировок и, скорее всего, для конкурса, т.к. процедуры закупок должны быть едиными. Однако, на дату написания настоящего материала не принято изменений, касающихся электронного конкурса.
  • Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

    Как правильно описать объект закупки по 44-ФЗ

    Объект закупки по 44 ФЗ — это товар, работа или услуга, которые нужны госзаказчику. Если в ТЗ описать их неправильно, грозит штраф до 50 000 рублей.

    Что изменилось в 2020 году

    Собрали в таблицу основные изменения в правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ 2020 года:

    Закупочная документация в тендерах на строительные работы, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, которая утверждена по градостроительному законодательству.

    1. Проектная документация по этому законодательству не готовится.
    2. Закупка проводится по ч. 16 и 16.1 ст. 34 44-ФЗ, в которых предмет контракта — проектирование объекта капстроительства.

    Если включили проектную документации в закупочную документацию, это означает, что выполнили требования п. 1-3 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.

    Понятие и правила описания объекта

    Описать объект закупки означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. В статье 33 прописаны такие правила описания объекта закупки по 44-ФЗ:

    1. Запрещено указывать показатели, которых нет у подобных товаров.

    При описании нельзя указывать показатели, которых нет у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки соответствуют реальной потребности заказчика. Характеристики прописывают одинаково для участников, без излишеств и противоречий.

    К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали — 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).

    Это означает, что описание объекта закупки должно содержать максимальные или минимальные показатели и значения, которые не изменяются. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность: не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146%. Листов в пачке: 500».

    Не допускается устанавливать требования:

    • к производителю;
    • к участнику;
    • к его деловой репутации;
    • к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, за исключением случаев, если возможность их установления предусмотрена 44-ФЗ, к примеру, при проведении конкурса или аукциона, который подпадает под нормы Постановления от 04.02.2015 № 99.

    Вот пример качественных функциональных и экологических характеристик объекта закупки.

    3. Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), требования, которые влекут за собой ограничение количества участников.

    Делать это не обязательно, если:

    • товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
    • закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, в соответствии с техдокументацией.

    4. Необходимо использовать в описании показатели и термины, предусмотренные техническими регламентами и документами национальной системы РФ.

    Иные показатели, требования, обозначения и термины используют, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

    Вот пример, что такое объект закупки по 44-ФЗ: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки вырабатывать в соответствии с ГОСТ 31805-2012, по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».

    5. При необходимости включать в описание спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа, наладки и обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.

    К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года».

    6. При покупке лекарственных средств обязательно указывать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра.

    К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».

    7. Допустимо заказывать новый товар, не бывший в употреблении или в ремонте.

    Какие использовать характеристики в описании объекта закупки

    Рассмотрим объект закупки с разных сторон в процессе описания товара, работы, услуги (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики):

    1. Функциональные. Это способность предмета выполнять его основную функцию. Основное назначение и условия его использования по назначению.
    2. Технические. Определяют технические свойства предмета торгов. Конкретные параметры, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг.
    3. Качественные. Совокупность свойств, характеристик, признаков, описывающих предмет закупки, и соответствие потребностям заказчика.
    4. Эксплуатационные. К ним относятся характеристики надежности и работоспособности предмета, условия, которые обеспечивают эффективную эксплуатацию: прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики.

    Для наглядности приведем пример описания объекта закупки по 44 ФЗ, взятый из документации в ЕИС.

    Каталог товаров, работ, услуг

    Чтобы повысить прозрачность закупок и снизить коррупционные риски за счет введения единообразных наименований, правительство стандартизирует подходы к описанию товара по 44 ФЗ. Для этого Постановлением от 08.02.2017 № 145 утвержден порядок формирования и ведения в Единой информационной системе (ЕИС) каталога и правила его использования. В 2020 году каталог активно пополняется, и сейчас в нем больше 60 000 наименований продукции и описаний технических характеристик.

    Заказчики обязаны применять информацию, которая содержится в каталоге, для описания с даты начала обязательного применения, которая указана в общей информации к записи из каталога. По общему правилу — по истечении 30 календарных дней со дня ее добавления.

    Нашли в каталоге пример основных характеристик объекта закупки по 44-ФЗ.

    Как заказчику закупать товар конкретной марки?

    Ограничение закупок определённой маркой товара объективно снижает число участников аукциона, что затрагивает основной принцип Госзакупок – допуск к участию в торгах как можно большего количества поставщиков. Но как быть заказчику, если ему требуется товар определённой марки? Законы №44-ФЗ и 223-ФЗ несколько по-разному трактуют эту ситуацию, поэтому целесообразно рассмотреть их по отдельности.

    Эквивалент товара по 44-ФЗ

    Согласно закону 44-ФЗ заказчики не имеют права устанавливать в заявке требования, ограничивающие количество участников. К таким требованиям относится ввод в заявку конкретной марки продукта без указания его эквивалента.

    44-ФЗ в п. 1 ч. 1 ст. 33 предусматривает лишь 2 исключения, когда заказчик может сделать заявку на определенную марку товара:

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

    1. Несовместимость всех других торговых марок с продукцией, которая уже имеется у заказчика, и для которой он приобретает товар. Примером этого могут считаться компьютерные программы, работающие только в определённой операционной системе.
    2. Необходимость в расходных материалах и запчастях для уже имеющейся у заказчика техники. Например, фирменные принтерные картриджи, расходные материалы к медицинской технике, запчасти для техники и пр.

    Под эти исключения подходят также случаи, при которых заказчику необходим товар определенной марки для соблюдения условий ГОСТа (такой случай рассматривался арбитражным судом ЗСО от 11.02.2019 г. дело № А27-20949 2018). А также ситуация, возникающая при необходимости использовать строго определённые материалы (краски, покрытия и пр.) для строительных работ.

    Примечание! Если закупки производятся у единственного поставщика (ст.9, 44-ФЗ), то правила ст. 33 44-ФЗ, регламентирующие описание объекта, признаются недействительными, и заказчик имеет возможность приобрести товар необходимой ему конкретной марки.

    Эквивалент товара по 223-ФЗ

    Действие закона 223-ФЗ в отношении товаров конкретной марки сходно с законом 44-ФЗ. Он также требует наличия в описаниях эквивалента (п.3 ч. 6.1 ст.3) и оговаривает следующие случаи, когда заказчик имеет право требовать товар определённой марки.

    • Требуются изделия, взаимодействующие с уже приобретённой продукцией – при условии, что полные аналоги такой продукции на рынке отсутствуют.
    • Необходимо приобрести расходные материалы и комплектующие к уже имеющемуся оборудованию.
    • Приобретаемые товары необходимы для выполнения заказчиком междугородных и российских договоров, а также для соблюдения условий других законов и постановлений, касающихся Госзакупок, в частности, 44-ФЗ.
    Читайте также  Если штрафы гибдд не платить

    Как поставщику правильно составить заявку на товар с указанным эквивалентом?

    При указании заказчиком эквивалента товара поставщику рекомендуется придерживаться следующих правил.

    • Не дублировать в заявке технические параметры товарного знака, который затребовал заказчик. Достаточно одного согласия поставить товар, соответствующий его заявке (п.1 ч.3 ст. 66 44-ФЗ).
    • Не предлагать товар-аналог с улучшенными свойствами. Такая заявка не будет пропущена заказчиком. Вопрос поставки товаров с улучшенными свойствами должен обсуждаться на стадии выполнения контракта.
    • Не писать в заявке эквивалента. Нужно ограничиться указанием конкретных характеристик товара.

    При необходимости заменить требуемый товар на аналог нужно обязательно назвать страну, где он производится, и точные параметры. Товарный знак можно указывать при полной уверенности соответствия его характеристик требуемым. Но вообще, его указание не является строго обязательным, главное, чтобы поставляемый бренд отвечал требуемым характеристикам.

    Как поставщику пожаловаться в ФАС на условия заказа?

    Важным моментом Госзакупок является то, что регламентирующие их законы направлены на повышение конкуренции между поставщиками, а не производителями. Это означает, что один и тот же товар может быть предложен разными поставщиками, и условия аукциона при этом не будут нарушены.

    Поставщик имеет право жаловаться в ФАС на заказчика, если:

    • последний указал конкретный товарный знак, но не привёл обоснование своего выбора, и запретил поставлять эквивалент;
    • указал в виде эквивалента конкретную марку товара;
    • у поставщика имеются убедительные доказательства, что указанный заказчиком товар может быть поставлен только одним поставщиком, в частности, эксклюзивным дистрибьютором.

    Чаще всего ФАС в своих решениях становится на сторону поставщика, который привел убедительные доказательства того, что при проведении аукциона была ограничена конкуренция (223-ФЗ, п.2 ч.1 ст.3). Однако если заказчик грамотно и убедительно обосновал невозможность приобретения эквивалента, антимонопольная служба выносит решение в его пользу.

    Приёмка товаров, работ и услуг по 44-ФЗ

    Приёмка товара, работ или услуг (ТРУ) — ответственный процесс, являющийся ключевым этапом исполнения контракта. Рассказываем, как происходит приёмка, на что следует обратить внимание, какие акты составляются во время проведения приёмки и о других нюансах.

    Что такое приёмка ТРУ

    Условия о порядке и сроках проведения приёмки поставленных товаров, выполненной работы или оказанной услуги заказчиком являются обязательной частью контракта (ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ). При приёмке заказчик проверяет соответствие количества, комплектности и объёма товаров, работ или услуг требованиям, которые были установлены в контракте.

    Для проведения приёмки ТРУ либо результатов по отдельным этапам исполнения контрактных обязательств подрядчиком заказчик может привлечь специальную комиссию. В составе приёмочной комиссии должно быть не менее пяти человек. При этом полномочия по приёмке ТРУ и подписания приёмочной документации остаются только за заказчиком, передавать их третьим лицам он не может.

    Поскольку с 1 мая 2021 года документы о приёмке товаров, работ и услуг должны подписываться только электронной форме, заказчику потребуется квалифицированная электронная подпись. Такая подпись будет необходима и для работы в ЕИС и с госпорталами, а также для отчётности.

    Помимо проверки соответствия условиям контракта количества, объёма и комплектности товаров, при приёмке также проверяется, насколько товары соответствуют требованиям качества и безопасности, упаковки и маркировки, а также требованиям, прописанным в нормативно-технической документации.

    На что следует обратить внимание на этапах заявки и заключения контракта

    В первую очередь необходимо убедиться, что в проекте указаны конкретные характеристики требуемых товаров и критерии приёмки. Кроме того, в контракте должны быть установлены чёткие сроки приёмки, а также время, которое отводится для устранения исполнителем выявленных недостатков.

    Для определения характеристик товаров могут использоваться определённые ГОСТы и иные нормативы. В качестве критериев приёмки заказчик может прописать различные требования. Например, требования о том, что упаковка товаров не должна быть нарушена, продукты питания и лекарства должны иметь определённые сроки годности и тому подобное.

    При приёмке работ и услуг проверяется их соответствие ГОСТам, СНиПам и иным нормативам. Также заказчик проверяет, уложился ли исполнитель в установленные контрактом сроки и были ли по результатам выполнения работ или оказания услуги достигнуты поставленные цели.

    Если закупочная документация не содержит конкретных критериев и сроков проведения приёмки, подрядчику следует запросить у заказчика разъяснения.

    В целом, будет полезным заранее получить всю необходимую информацию о заказчике и проанализировать её. Сделать это можно, воспользовавшись сервисом Астрал.Поставщик. Помимо сведений о заказчике, вы сможете найти выгодный тендер, а также оценить конкурентов и проанализировать каналы продаж.

    Как проводится приёмка по 44-ФЗ

    Приёмка проводится в несколько этапов:

    • проверяется соответствие количества, объёма и комплектности требованиям, указанным в сопроводительных документах;
    • проводится визуальный осмотр товара или результатов выполнения работ (оказания услуги) с целью выявления недостатков (заводского брака, скрытых дефектов);
    • выявленные недостатки (в том числе устраняемые) фиксируются в акте приёмки.

    Если претензий нет

    Если поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга устраивает заказчика и он не имеет каких-либо претензий по исполнению контракта, он должен подписать акт приёмки и сопроводительные документы (например, товарную накладную). Акт приёмки будет свидетельствовать о том, что заказчик получил необходимый товар или результат выполнения работы (оказания услуги) и у него нет претензий. Если заказчик обнаруживает недостатки, которые исполнитель должен устранить, это фиксируется в акте приёмки.

    Если по результатам исполнения контракта между заказчиком и подрядчиком возникнет спор, то акт приёмки понадобится при обращении в суд.

    Какой-то конкретной формы, по которой должен составляться акт приёмки, законодательством не предусмотрено, поэтому допускается составлять его в произвольной форме. В акте должны быть указаны перечень товаров (работ, услуг) с ценами для каждой позиции, реквизиты и подписи сторон, а также уточнение того, что у заказчика нет претензий к исполнителю.

    Перед приёмкой товара проводится экспертиза, к которой привлекаются комиссия заказчика или сторонние специалисты. В случае проведения экспертизы сторонними специалистами их заключение оформляется в отдельном документе.

    Есть устранимые недостатки

    Бывает, что товар (работа, услуга) устраивает заказчика не в полной мере, поскольку были выявлены недостатки. Если эти недостатки — устранимые, заказчик вправе осуществить приёмку после их устранения. Например, как только товар будет заменён на соответствующий требованиям контракта.

    При обнаружении устранимых недостатков составляется акт расхождений, в котором заказчику необходимо перечислить обнаруженные недочёты и предложить варианты по их устранению в определённый срок.

    Отказ в приёмке

    Если товар (работа, услуга) полностью не устраивает заказчика и он решает отказать в его приёме, заказчик должен оформить отказ в письменном виде и отправить его исполнителю. Кроме того, в течение трёх дней ему необходимо разместить отказ в ЕИС.

    Если заказчик получает от поставщика обоснованный и подтверждённый экспертизой отказ в приёмке, у него есть 10 дней на устранение недостатков, в противном случае контракт будет считаться расторгнутым. Если заказчик сможет исправиться в установленный срок, решение об отказе в приёмке будет отменено.

    Если заказчик откажет в приёмке без каких-либо обоснований, исполнителю следует запросить пояснение причин отказа. В случае отсутствия ответа на запрос исполнитель может составить претензию, либо обратиться в суд, если заказчик на неё никак не отреагирует.

    Чтобы защитить свои интересы в конфликтной ситуации с заказчиком, воспользуйтесь комплексом услуг Астрал.Тендер. Сервис поможет подготовиться к торгам, улучшить свои профессиональные навыки и таким образом увеличить доход компании.

    Особенности повторной приёмки

    При проведении повторной приёмки составляется акт по форме ТОРГ-2 или ТОРГ-3, если товар иностранного производства.

    В актах перечисляются только те товары, по которым были установлены расхождения по их качеству или количеству. Относительно остальных товаров достаточно сделать пометку о том, что по ним расхождения отсутствуют и нет претензий по качеству и количеству.

    Составление акта приёмки по 44-ФЗ

    Акт приёмки должен быть составлен в двух экземплярах — для заказчика и исполнителя. Он должен быть сшит, скреплён печатью и подписан всеми членами экспертной комиссии: заказчиком, представителями исполнителя, специалистами экспертизы. В том случае, если член комиссии отказывается подписывать акт, в нём делается соответствующая пометка.

    Если при составлении акта обнаруживаются расхождения, этот факт отмечается в сопроводительной документации (товарная накладная, счёт-фактура и др.) Далее акт приёмки и сопроводительные документы передают в бухгалтерию заказчика, которая рассчитывает сумму претензии.

    Если проводилась повторная приёмка, в сопроводительных документах делается пометка о повторном проведении и составлении акта по форме ТОРГ-2.

    Все несоответствия, выявленные при первичной приёмке, обязательно необходимо отмечать в накладной — номер партии, номер паспорта качества или номер сертификата соответствия можно вписывать в неё вручную.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: