Гуп и муп примеры - STROYALT.RU

Гуп и муп примеры

Унитарное предприятие — определение, назначение, классификация

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Ведение всякой хозяйственной деятельности (не путать с личным подсобным хозяйством) в нашей стране сопряжено с обязательным созданием хозяйствующего субъекта (т.е. ИП или юридического лица).

Некоторые из субъектов ведут коммерческую деятельность, некоторые – некоммерческую (что такое некоммерческие организации).

Но классификация организаций на этом не заканчивается. Хозяйствующие субъекты также дифференцируются (подразделяются) на виды в зависимости от формы собственности (частные, государственные, смешанные) и от правового статуса.

Классификация в зависимости от правового статуса подразумевает следующие виды предприятий:

  1. ИП;
  2. хозяйственные общества и товарищества (ООО, ОАО, ПАО и др.);
  3. кооперативы;
  4. унитарные предприятия.

Сегодня мы в деталях рассмотрим, что такое унитарное предприятие, для чего создается и какие виды унитарных предприятий существуют.

Унитарное предприятие – это …

Разберем этот термин дословно, и тогда сразу станет понятна организационная суть унитарной организации:

  1. предприятие – это юридическое лицо, ведущее хозяйственную деятельность (т.е. оно либо производит продукцию, либо реализует товары, либо предоставляет услуги и т.д.);
  2. «унитарный» в переводе с латинского (ūnitās) означает «единство».

Понятие «унитарное» применительно к предприятию означает, что имущество, принадлежащее данной организации, является неделимым (единым), оно не делится на доли.

Унитарное предприятие (УП) имеет коммерческую направленность, т.е. целью его хозяйственной деятельности является получение дохода.

Основная особенность УП в том, что имущество, закрепленное за этой организацией, не является ее собственностью. В нашей стране собственниками имущества УП может быть либо государство, либо муниципальные образования.

Предприятие пользуется этим имуществом только как управленец. Прибыль от ведения хозяйственной деятельности получает собственник имущества (т.е. государство или муниципальное образование).

Причины и цели создания

Не вся хозяйственная деятельность, результаты которой необходимы государству, может приносить прибыль.

Очевидно, что предпринимателям не выгодно заниматься производством убыточной продукции.

Поэтому роль организатора таких предприятий вынуждено брать на себя государство или муниципальные образования.

Другая причина создания УП – решение социальных задач, обеспечение населения страны различными услугами и социально значимыми товарами по доступным ценам.

Например, муниципальные поликлиники, больницы, школы и т.д. имеют статус унитарных предприятий.

И третья причина – необходимость удовлетворения нужд государства (например, Монетный двор РФ – для печати денежных знаков).

Виды унитарных предприятий

Исходя из принадлежности имущества, УП подразделяют по следующим видам:

  1. Федеральные государственные предприятия (ФГП) – имущество УП принадлежит государству, учреждается Правительством РФ либо властью федерального уровня;
  2. Государственное унитарное предприятие (ГУП) субъекта РФ (что это такое?) – имуществом владеет субъект РФ, решение об образовании принимается этим самым субъектом РФ:
    1. ОГУП (областное),
    2. КГУП (краевое),
    3. РГУП (районное);
  3. муниципальное унитарное предприятие (МУП) – имущество принадлежит муниципальному образованию (что это такое?), решение об учреждении исходит от органов местного самоуправления.

Если УП создано для хозяйствования на основе оперативного управления, то такое предприятия называется казенным.

Исходя из права, на основании которого ведется хозяйственная деятельность УП, принята следующая классификация:

Для того чтобы понять суть такого управления, посмотрите следующую схему:

Устав, фонд и ответственность унитарного предприятия

УП ведет свою деятельность на основании Устава – документа, в котором прописаны следующие моменты:

  1. фирменное наименование предприятия с указанием владельца его имущества. Например – «МУП». Из названия становится понятно, что имущество принадлежит муниципальному образованию;
  2. точный юридический и фактический адрес;
  3. цель деятельности;
  4. предмет деятельности (описание того, чем должно заниматься конкретное УП);
  5. сумма уставного фонда.

Устав утверждается государственными органами или органами местной власти. Руководитель УП назначается уполномоченным органом структуры, которой принадлежит собственность УП.

При создании УП учреждается уставной фонд (УФ) (минимальный размер имущества УП). Исключение составляют унитарные казенные предприятия, при их создании УФ не формируется.

УФ может быть в форме денежных средств, ценных бумаг (что это такое?) и иных материальных ценностей в их денежном эквиваленте.

Размер уставного фонда:

  1. УФ государственного УП ≥ 5000 МРОТ (минимального размера оплаты труда) на дату регистрации организации;
  2. УФ муниципального УП ≥ 1000 МРОТ.

Ответственность унитарного предприятия:

  1. УП отвечает по всем своим долговым и прочим обязательствам, принадлежащим ему имуществом. Это значит, что в случае невозможности расплатиться, например, с поставщиком за поставленный товар, УП вынуждено будет реализовывать свое имущество для получения необходимых денежных средств;
  2. УП не отвечает своим имуществом за обязательства владельца имущества;
  3. Владелец имущества УП не несет ответственности за обязательства УП (исключение – собственник казенного УП, он несет равную ответственность с УП по его обязательствам).

Законодательное регламентирование деятельности

Создание, деятельность, права, обязанности УП регулируется государством в следующих законодательных актах:

  1. Федеральный Закон (ФЗ) РФ № 161-ФЗ от 14.11.2002 г.;
  2. ФЗ РФ № 131-ФЗ (ст. 17) от 06.10.2003 г.;
  3. Гражданский Кодекс (ГК) РФ (ст. 113, 114).

Краткое резюме

  1. Унитарное предприятие ведет коммерческую деятельность.
  2. Имущество УП принадлежит государству или муниципальному образованию.
  3. УП несет ответственность по своим обязательствам имуществом УП.

Читайте наш блог, это позволит вам понимать, что происходит в экономической и политической жизни нашей страны и мира!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Нас МУП Водоканал обслуживает, всё время нам делают неверный расчёт, мы им показания счётчика исправно передаём, а они нам по нормативу считают. Когда общаешься с ними, ощущение, что к чиновникам на прием пришёл. Не видят они в нас клиентов, а видят только дойных коров.

Гуп и муп примеры

Ведущий консультант ДМАиК

Понравилась статья? Поделитесь!

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждаемые органами власти, для выполнения определенных полномочий, являются особой организационно-правовой формой юридических лиц. Деятельность этих предприятий регулируется Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В конце прошлого года Государственной Думой РФ принят закон, существенно меняющий условия деятельности унитарных предприятий в современных условиях.

8 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон № 485-ФЗ). Данным законом введен запрет на осуществлении деятельности унитарными предприятиями на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции.

В результате новаций, Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дополнен новой главой «7.1. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности», вводящей общее правило о недопустимости создания унитарных предприятий, их реорганизации, и изменения видов деятельности, за исключением установленных случаев.

СТАТИСТИКА УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В настоящее время большая часть унитарных предприятий работают в сферах с развитой конкуренцией — в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, торговли и оказания услуг.

Согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, количество унитарных предприятий, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, постепенно сокращается, но еще достаточно велико. Сведения о динамике и количестве унитарных предприятий, зарегистрированных в ЕГРЮЛ за период 2016-2020 годов приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Количество унитарных предприятий, зарегистрированных в ЕГРЮЛ,за период 2016-2020 г.г.

Если посмотреть на количественные показатели состава унитарных предприятий числящихся в ЕГРЮЛ, и осуществляющих свою деятельность на начало текущего года, то можно сказать, что из общего количества 13801 унитарных предприятий, количество федеральных предприятий составляет 757 единиц – 6% от общего количества, унитарных предприятий, на уровне субъектов РФ почти в 2 раза больше и составляет 1581 единиц – 11 %, а предприятий, созданных на уровне муниципалитетов 11459 единиц, что составляет 83% от общего количества. Наглядно данное соотношение представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Соотношение государственных (федерального уровня и созданных на уровне субъектов Российской Федерации) и муниципальных унитарных предприятий, числящихся в ЕГРЮЛ, по состоянию на 01.01.2020 года

Таким образом, большую долю, в структуре действующих унитарных предприятий, занимают муниципальные унитарные предприятия.

ОБОСНОВАНИЕ РЕФОРМЫ

Основными аргументами, говорящими о необходимости реформирования унитарных предприятий, являются:

  1. Особенности организационно-правовой формы и закрепления имущества, которые обуславливают неэффективность унитарных предприятий, в том числе по причине отсутствия эффективного корпоративного контроля.
  2. Неэффективность использования либо использование не по целевому назначению государственного и муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятиями. Прослеживается тенденция, что некоторые унитарные предприятия не осуществляют какой-либо профильной деятельности, на закрепленных за ними объектах имущества, кроме сдачи соответствующих объектов в аренду.
  3. Коррупционные риски связанные с тем что, учредители, являясь государственными заказчиками, передают унитарным предприятиям бюджетные средства в форме субсидий, не применяя законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд и зачастую для закупок товаров, работ, услуг для нужд самого учредителя.
  4. Убыточность большей части унитарных предприятий, не способствует инновационному развитию предприятий и повышению производительности труда. Возникает необходимость покрывать убытки таких предприятий из бюджетов.

По мнению Федеральной антимонопольной службы России, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности, оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках, и влечет их монополизацию.

ОПРЕДЕЛЕНЫ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Унитарные предприятия будут создаваться исключительно в случаях, определенных в п.4 ст.8 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Перечень таких случаев приведён на рисунке 3.

Рисунок 3. Перечень случаев создания унитарных предприятий

Кроме того, помимо вышеперечисленных случаев, законодательством установлены также исключительные случаи создания унитарного предприятия.

В исключительном случае унитарное предприятие может быть создано по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ при возникновении необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения. В этом случае Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной ст. 8 Закона № 161-ФЗ.

Теперь унитарные предприятия будут создаваться с соблюдением антимонопольных требований, исключительно в случаях предусмотренных законодательством, преимущественно в сферах, относящихся к естественным монополиям, а также для обеспечения деятельности, находящейся в ведении Российской Федерации.

ВАЖНО!

В Федеральном законе от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» появились две новые нормы, связанные с созданием и реорганизацией предприятий:

  • унитарное предприятие не может быть создано путем преобразования организаций иных организационно-правовых форм (п.6 ст. 8 Закона № 161-ФЗ);
  • не допускается реорганизация унитарного предприятия, если в результате реорганизации одно или несколько создаваемых унитарных предприятий не будут соответствовать предусмотренным законом условиям (п. 9 ст. 29 Закона № 161-ФЗ).

НЕИЗБЕЖНО: ЛИКВИДАЦИЯ ИЛИ РЕОРГАНИЗАЦИЯ

В соответствии со вступившим в силу Законом № 485-ФЗ, унитарные предприятия, созданные до 8 января 2020 года и осуществляющие деятельность на конкурентных товарных рынках, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2025 года.

В случае непринятия соответствующих мер в установленный срок, такие предприятия будут ликвидированы в судебном порядке, по иску антимонопольного органа.

О последствиях нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках, говорится в ст. 35.4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением запрета, предусмотренного указанной статьей, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа либо в судебном порядке.

В настоящее время учредителям унитарных предприятий на всех уровнях управления стоит проанализировать деятельность созданных и действующих предприятий, на предмет соответствия их деятельности антимонопольным требованиям, для принятия соответствующего решения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА

В силу последних новаций федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, иные организации, выступающие учредителями унитарных предприятий, вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

Порядок рассмотрения запроса регулируется ст. 35.3 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой антимонопольный орган в течение 30 дней с даты получения запроса обязан его рассмотреть и направить в письменной форме заявителю заключение о соответствии или несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству. Срок действия такого заключения составляет 1 год со дня его выдачи антимонопольным органом.

Изменения, внесенные в ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», добавили полномочий антимонопольному органу. Перечень дополнительных полномочий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) приведён на рисунке 4.

Рисунок 4. Дополнительные полномочия антимонопольного органа

В случае принятия судом к рассмотрению иска антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия, до дня вступления в законную силу решения суда, совершение любых сделок таким предприятием осуществляется только с согласия его учредителя (ч. 2 ст. 35.4 Закон № 135-ФЗ).

Учредителям унитарных предприятий необходимо уже сейчас начать подготовку к соответствующим процессам и разработать планы мероприятий по ликвидации или преобразованию предприятий, в том числе путем приватизации.

Продолжение следует.

В следующей части настоящей статьи мы рассмотрим способы и порядок реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, а также детально рассмотрим мероприятия, которые необходимо провести органам власти и иным организациям, выступающим учредителями унитарных предприятий, с учетом всех последних изменений законодательства в данной сфере.

Что такое унитарное предприятие?

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, главная особенность которой в том, что право собственности компании на имущество здесь отсутствует. «Унитарный» означает единый, неделимый, т.е. имущество нельзя разделить на доли, как это делается в акционерных обществах. Унитарным может быть не только предприятие, но даже целое государство.

Учредители и виды унитарных организаций

Учредителями унитарного предприятия могут быть:

  1. Российская Федерация
  2. Субъект РФ (республика, край, область, округ)
  3. Муниципальное образование

И не могут быть физические и юридические лица. Правовой статус УП регулируется №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Устав унитарных предприятий утверждается ведомствами, министерствами или прочими федеральными органами. Кроме стандартных сведений, он должен содержать информацию о целях и предмете деятельности УП, а также о величине его уставного фонда.

Унитарные организации делятся на некоммерческие и коммерческие, а последние на государственные (наиболее важные для экономики страны) и муниципальные УП. Разделение показано на схеме ниже.

Кроме того, по типу управления имуществом унитарные предприятия делятся на:

  1. оперативное управление
  2. хозяйственное ведение

Коммерческие УП используют право хозяйственного ведения, а казенные предприятия и учреждения оперативное управление (ст. 114 и 115 ГК РФ). В виде фабрик и заводов последние известны в России с 18 века.

Государственное унитарное предприятие

По административно-территориальному делению выделяют:

1. Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП)

ФГУП имеют своим учредителем институты РФ и как коммерческие юридические лица преследуют две цели: реализацию определенных задач государства на федеральном уровне и получение прибыли, которая, однако, нередко имеет второстепенное значение. Имущество такого предприятия может формироваться из заемных средств банков, государственных дотаций, собственной прибыли и др. Примеры организаций:

  1. ФГУП «Центр единых научно-технических разработок»
  2. ФГУП «Киноконцерн Мосфильм»
  3. ФГУП «Исследовательский центр инноваций и энергоэффективности»
  4. ФГУП «Инженерно-технический центр министерства обороны Российской Федерации» и т.д.

Интересный факт : ФГУП «Почта России» (крупнейшее ФГУП в РФ) недавно было реорганизовано в акционерное общество (АО). Этот шаг можно расценивать как попытку привлечь инвестиции для реорганизации деятельности, а также как поиск источника финансирования при наличии долгов.

Вообще не следует путать государственные унитарные предприятия (как организационно-правовую форму) с юридическими лицами, у которых доля акций принадлежит государству: у унитарных предприятий нет акций. Например, ФГУП «Охрана» Росгвардии – это федеральное государственное унитарное предприятие, а ПАО «Сбербанк» — это акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит Минфину РФ. Остальные акции принадлежат иностранным и российским компаниям, а также частным инвесторам. Для Сбербанка прибыль является приоритетной задачей.

2. Государственные унитарные предприятия субъектов РФ (ГУП)

ГУП очень похожи на предыдущий пункт, с той разницей, что их учредителями являются субъекты РФ. Уставный фонд ГУП должен составлять не менее 5000 МРОТ, величина федерального МРОТ с 2021 года 12 792 руб. в месяц. В регионах допустимы свои ставки, но не ниже федерального значения.

Банкротство ГУП вполне возможно. Например, в 2020 году на грани банкротства оказался «Ленгипроинжпроект» (ЛГИП), который не расплатился со своим подрядчиком и должен около 20 млн. рублей. Рассмотрение дела пока отложено. В 2018 г. в такой же ситуации находился саратовский ГУП «Сартехинвентаризация» (БТИ), не плативший сотрудникам зарплату, однако все же сумевший погасить долги. Альтернативой банкротству при невыполнении обязательств может служить приватизация, т.е. передача ГУП в частные руки.

Другие примеры предприятий:

  1. ГУП «Ингушэлектросервис»
  2. ГУП Саратовской области «Облводстрой»
  3. ГУП Курской области «Курский рыборазводный завод» и т.д.

Муниципальное унитарное предприятие

В отличие от ГУП, такая организация создается муниципалитетом, а работа регламентирована нормативными актами органов местного самоуправления (администрация районов, городов). Размер уставного фонда МУП должен быть не менее 1000 МРОТ.

Понятно, что здесь риск банкротства еще выше, чем в предыдущем случае: например, в 2017 году банкротом стало МУП «Автотранспортные перевозки» в Северо-Западном округе, МУП ЖКХ «Энергия» и др. Примеры организаций:

  1. МУП г. Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление»
  2. МУП г. Благовещенска «Банно-прачечные услуги»
  3. МУП г. Приморска «Южный гавань» и др.

Мнение экономистов : считается, что МУП является неэффективной организационно-правовой формой экономической деятельности. Производительность труда работников МУП по оценкам в 4-5 раз ниже, чем у работников иных организационно-правовых форм. Почему же она выживает? Потому что эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками муниципальных властей.

Сферы экономики, где обязательны формы собственности УП:

  • производство общественных благ (оборона, наука, культура, водоснабжение, уборка мусора и т.д.);
  • естественные монополии (почта, транспорт, энергетика);
  • предприятия стратегического назначения (судостроение, атомная энергетика, космическая отрасль)

Производственное унитарное предприятие

В отличие от российских ГУП и МУП, в Беларуси используется другое разделение:

производственное унитарное предприятие (ПУП)

торговое унитарное предприятие (ТУП)

Основной вид деятельности ТУП – продажа продукции, тогда как ПУП занимаются ее производством. Примеры:

  1. ПУП «Донаприс» — производство плодовых и фруктово-ягодных столовых вин (Гомельская область);
  2. ПУП «Белкоопмех» — производство пушно-мехового сырья (г. Минск);
  3. ПУП «Завод СВТ» — производство контрольно-измерительных приборов (г. Минск);
  4. ПУП «Завод Белит» — производство бытовых электрических приборов и бытовой радиоэлектронной радиоаппаратуры (Витебская область);
  5. ТУП «Минск кристалл трейд», связанный с алкогольной продукцией, и др.

В России ПУП отсутствуют. Интересно, что в Беларуси УП дают около 70% ВВП (существенно выше, чем в России и Европе), поскольку страна в большой части сохранила советскую модель функционирования экономики.

Продукция ПУП востребована на внутреннем рынке и частично идет на экспорт, так что ПУП и ТУП еще и наиболее популярные формы предприятий на территории Беларуси. ПУП Беларуси самостоятельно определяет размер своего уставного фонда.

Статистика

На конец 2019 года в РФ насчитывалось около 17 тыс. унитарных предприятий разного уровня (по данным ФНС России), однако ежегодно наблюдается тенденция к снижению их количества. В России в унитарных организациях работают около 3,5 млн. человек, т.е. примерно 2.5% общего населения страны.

Топ-3 унитарных предприятия по объему годовой выручки в РФ (по данным СПАРК):

  1. ГУП «Московский метрополитен» – 108 млрд. руб. Транспортные услуги.
  2. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – 93 млрд. руб. Управление воздушным транспортом и его обслуживание.
  3. ГУП «Мосгортранс» – 45 млрд. руб. Транспортные услуги.

Причины создания, плюсы и минусы УП

  • решение оперативных и стратегических вопросов, социальных задач;
  • использование государственного и муниципального имущества;
  • осуществление экономически убыточных, но необходимых видов деятельности.

Преимущества по сравнению с другими организационно-правовыми формами собственности:

  • надзор и защита вышестоящих государственных органов;
  • субсидии и дотации от государства;
  • очень часто монопольное право на оказание услуг, выполнение работ (электроэнергия, коммунальные услуги, авиа и ж/д перевозки);
  • риски банкротства отсутствуют или минимальны;
  • низкие процентные ставки по кредитам

Недостатки :

  • отсутствие ведения свободной коммерческой деятельности;
  • жесткий контроль со стороны вышестоящих органов (согласование смет, планов ФХД);
  • длительный процесс согласования крупных сделок;
  • медлительность в принятии управленческих решений, смены стратегии развития, процедурах закупки товаров, работ, услуг

Мировой опыт

В зарубежных странах используется различная терминология для обозначения предприятий унитарного типа. В Дании это государственные корпорации, в Италии субъекты публичного права, в Швеции – государственные коммерческие агентства. В России как синоним УП очень часто используют формулировку «госсектор». Влияние госсектора на ВВП варьируется в зависимости от типа экономики страны.

По данным РБК, в Китае госсектор дает около 40% ВВП, в России и других бывших республиках СССР – 35%, странах Восточной Европы – 20-25%, в странах Западной Европы лишь около 10%. В США унитарные предприятия называют государственными корпорациями. Они дают всего 3-4% ВВП.

В каждой стране свои сферы деятельности, где преобладает госсектор. В Италии это металлургия и электротехническая промышленность, во Франции аэрокосмическая и химическая промышленность, в Испании производство электроэнергии и водоснабжение. В США на унитарной основе действует космическая отрасль, почта и железнодорожные перевозки, а в Сингапуре – аэропорты, морские порты, мобильные операторы, авиакомпании.

Новые тенденции

Поправки в ФЗ ограничивают случаи создания и конкретизируют сферы деятельности унитарных предприятий:

  • искусство, культура, кино;
  • естественные монополии;
  • радиоактивные отходы;
  • за пределами РФ;
  • иные случаи (регулируются ФЗ, актами президента и правительства РФ)

Организации, которые не подпадают под данные условия, будут подлежать ликвидации или реорганизации по решению суда. Крайний срок: 1 января 2025 года. В результате все большую популярность набирает реорганизация МУП в акционерные общества с долями акций муниципалитета и частного бизнеса (государственно-частное партнерство).

Заключение

Унитарные предприятия (особенно ФГУП) выполняют важные социальные функции, решает оперативные и стратегические задачи, которые перед ними ставятся государством и муниципальными образованиями. Однако они менее эффективны экономически, часто рассчитывают на дотации и больше отягощены бюрократией, чем частный бизнес. Результатом последних изменений в законе должно стать привлечение частного капитала и преобразование заметного числа УП в акционерные общества.

Экономика. Теория. Унитарное предприятие.

Унитарное предприятие — это одна из организационно-правовых форм юридического лица.

Признаки унитарного предприятия.

  • Коммерческая организация, то есть создаётся с целью получения прибыли. Но его имущество — это собственность государства.
  • Не наделено правом собственности. Используя чужую собственность, перечисляет владельцу часть собственной прибыли.
  • Управлением занимается единоличный руководитель, устанавливаемый владельцем либо уполномоченным им лицом
  • Имущество является неделимым( отсюда название – «унитарное») и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
  • Право хозяйственной деятельности или оперативного управления на имуществе собственника- государства в целом, субъекта Федерации или муниципалитета.
  • Учредительный документ- Устав.
  • Владелец не отвечает своей собственностью по долгам компании, созданной на основе хозяйственного ведения, но привлекается к ответственности, если она образована на правах оперативного управления.
  • Владелец вправе изымать имущество, если оно не используется, является излишним либо применяется не по назначению.
  • Уставной фонд формируется собственником за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку:

— государственные унитарные предприятия — не менее 5000 МРОТ (минимального размера оплаты труда),

— муниципальные предприятия – не менее 1000 МРОТ , установленных Федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия

— в казенном предприятии уставный фонд не формируется

Цели создания унитарных предприятий.

  • Решение задач государства на коммерческой основе. Такая необходимость чаще всего появляется в связи с невозможностью приватизации объектов недвижимости.
  • Развить убыточные производства или отдельные направления деятельности, дотируемые государством.
  • В некоторых случаях они основываются для решения каких-либо социальных вопросов, включая продажу определенной продукции либо оказание услуг.

Примеры:

«Почта России», концерн «Мосфильм» и Российская телевизионная и радиовещательная сеть и др.

Типы унитарных предприятий:

  • Федеральное государственное предприятие.
  • Государственное предприятие субъектов Федерации.
  • Муниципальное предприятие.

Формы унитарных предприятий.

  • На праве хозяйственного ведения:

-имущество- в федеральной или муниципальной собственности;

— создаётся государством или муниципальным органом;

-формы использования имущества НЕ согласуются с собственником.

Примеры: предприятия оборонной промышленности, связанные с освоением космоса.

  • На праве оперативного управления (казённое предприятие):

имущество находится только в собственности Российского государства;

создаётся только Правительством России;

каждая конкретная форма использования имущества обязательно согласуется с собственником.

Различие между унитарным и бюджетным учреждением.

Хотя бюджетным и унитарным организациям собственность передается на правах управления, но бюджетные относятся к некоммерческим и открываются для осуществления социальных либо управленческих функций. Унитарные же являются коммерческими, а их главная цель – это получение прибыли.

Законы РФ об унитарном предприятии, регулирующие их деятельность.

  • «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», 2002г.
  • «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 2203 г.
  • Общие положения в Гражданском кодексе РФ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Унитарное предприятие — что это и как оно работает

В условиях современной экономики возникают новые виды организации работы компаний. Путь формирования организации зависит от направления деятельности. Унитарное предприятие (УП), относится к одной из таких разновидностей хозяйственной деятельности. С основными положениями об УП можно ознакомиться в ст. 113 и 114 ГК России.

1. Что такое унитарное предприятие простыми словами

Прежде чем приступить к детальному изучению особенностей работы унитарных организаций, стоит понять, к какой форме хозяйствования они относятся.

УП не обладает правами на имущество. Оно принадлежит одному владельцу, он и является единственным лицом, имеющим право продать его или воспользоваться в других целях.

Принадлежащие государству и унитарные компании относят к особой хозяйственной форме, которая требует соблюдения определенного перечня требований из законодательных актов. В момент создания такой разновидности компании, следует обязательно учесть, что в названии придётся указать собственника имущества. Также эти данные нужно прописать в уставе.

Имущество, переданное УП может принадлежать:

  • Одному из органов на местах;
  • Субъекту РФ;
  • Органам на местах;

Говоря простым языком, казённая собственность или принадлежащая другому юридическому лицу, передаётся организации для возможности работать в направлении, которое поможет покрыть потребности общества. Данное имущество необходимо для внедрения в производственный процесс и соответственно, для помощи в получении прибыли.

2. С какой целью создаются унитарные предприятия

Практически все разновидности унитарных предприятий объединены тремя главными факторами, служащими причиной для их создания, а именно:

  1. Работа в определённом направлении, которое в текущий период времени необходимо для общественности. Например, речь может идти даже об убыточных предприятиях, но при этом, они производят продукцию, необходимую населению;
  2. В хозяйственной деятельности необходимо применить имущество, которое по закону нельзя приватизировать. При этом, данный капитал можно использовать для получения дохода или направить на создание востребованных товаров или услуг;
  3. Решение проблем в социальной сфере. Речь может идти о реализации услуг и товаров для населения по доступным ценам. Сюда же относятся реализация закупочных или товарных интервенций в сфере, где создаются товары первой необходимости.

Чтобы унитарное предприятие имело возможность получить необходимое для работы имущество, перед тем, как его создать, нужно определить его конкретную цель. На основании этого, определяется сущность хозяйственной деятельности компании. Работу УП следует направить на преодоление таких проблем, которые не в силах решить другие организации, созданные с целью получения прибыли.

Если какое-либо юридическое лицо имеет желание внести долю в уставной капитал УП, она также будет относиться к части того имущества, которым уже владеет другой собственник.

Ни у одного из работников штата нет возможности претендовать на долю распределяемого дохода. В уставе компании должна прописываться информация о единственном владельце, которому принадлежит право собственности. За каждом из процессов на предприятии следит начальник. Он должен контролировать работу организации и вовремя вносить изменения, если это необходимо.

3. Формы и виды УП

Основные виды унитарных организаций:

  • ФГУП . Организация, за которой закрепляется федеральное имущество. 25% прибили организации должны направлять ежегодно в государственный бюджет;
  • ГУП . Имущество принадлежит другим юридическим лицам, чья главная цель, это получение дохода;
  • МУП . Создаются на федеральном или региональном уровне.

Объединения, созданное по инициативе государства или местными органами, можно разделить в зависимости от размера уставного капитала. Если это городская или региональная единая организация, уставной капитал не должен превышать 1000 минимумов ежемесячной зарплаты согласно МРОТ. Компании, созданные по инициативе государства могут владеть капиталом в более чем 5000 минимумов.

УП зачастую работают по одной из таких схем:

  • На праве хозяйственного ведения. В основном, такая организация производит необходимые для населения услуги или товары;
  • На базе оперативного управления.

Если главная цель организации, это получение прибыли, она вправе подписывать контракты, и на основании данного соглашения, передать часть имущества другому юридическому лицу, но только в том случае, если оно не использовалась. Если это государственное предприятие, оно может осуществлять подобные процедуры только после того, как получит соответствующее разрешение. Кроме вышеперечисленных разновидностей, УП могут быть производственными, коммунальными, сельскохозяйственными и частными.

4. Что является источником формирования собственности УП

Имущество УП формируют из следующих источников:

  • Гос. дотации;
  • Имущество, передающееся организации, опираясь на решение владельца с целью покрытия уставного фонда;
  • Добровольные взносы граждан, юридических лиц или пожертвования;
  • Любое имущество, передающееся унитарному предприятию на основании решения владельца;
  • Дивиденды, которые подлежат уплате товариществами или хозяйственными обществами, в чьих уставных капиталах есть доля организации;
  • Прибыль, полученная в результате ведения хозяйственной деятельности;
  • Заёмные средства и кредиты;
  • Сумма, образовавшиеся из амортизационных отчислений;
  • Другие источники, которые могут формировать имущество унитарного предприятия и при этом не нарушать законы РФ. Также сюда можно отнести полученную прибыль.

Когда права на собственность УП переходят другому владельцу (это касается всех форм УП, не включая государственные), организация вправе сохранить это имущество на своём балансе.

5. По каким признакам распознать унитарное предприятие

На примере современных УП можно выделить ряд характерных признаков такой разновидности предприятий:

  • У организации есть оригинальный логотип, но его нужно зарегистрировать по процедуре, определённой действующим законодательством. Также УП имеет собственное угловые штампы и фирменные бланки;
  • Перед законом унитарное предприятие отвечает всем находящимся в его распоряжении имуществом. Но, если владелец данного имущества имеет долг перед государством или другим юридическим лицом, УП не имеет к этому никакого отношения;
  • Опираясь на форму собственности учредителя компании, активы предприятия могут находиться в муниципальной или государственной собственности;
  • У компании есть собственная оригинальная печать. По закону, на ней обязательно должно находится её название. В случае необходимости, данное название может быть написано на языке другой стороны;
  • Согласно действующему законодательству, унитарная организация может вести такую деятельность, которая кажется актуальной учредителю;
  • УП самостоятельно ведет документооборот и должно переносить информацию из первичной документации в определенные законом учётные реестры. Кроме этого, необходимо вести бухгалтерию и вовремя подавать отчеты в налоговую.

6. Примеры государственных и муниципальных УП

Прежде чем будет создано УП уполномоченные органы должны выдать соответствующее разрешение. Данная процедура сопровождается составлением актов, которые определяют степень компетенции конкретных властных структур. ГУП функционируют в сфере транспортных коммуникаций. Такие компании могут формироваться и в других отраслях. Это одна из распространённых разновидностей деятельности на территории РФ.

Перечислить все примеры муниципальных УП сложно из-за большого количества разновидностей. Один из самых ярких примеров УП этой разновидности, это ЖКХ. Такие организации работают практически в каждой из областей государства. Многие из муниципальных единых предприятий работают с целью решения проблем конкретного населённого пункта.

В уставе УП должна отображаться следующая информация:

  • Полное или сокращенное название организации;
  • Информация о том, куда были потрачены деньги;
  • Адрес, который был указан в момент регистрации;
  • Данные о направлении и сфере работы компании;
  • Процедура, по которой происходило назначение начальника;
  • Данные о владельце собственности УП;
  • Список полномочий руководителя организации.

Назначенные на должность руководителей лица не имеют права самостоятельно распоряжаться полученным имуществом. Если это необходимо, придётся обращаться к собственнику.

7. Как распределяется полученная прибыль

Унитарные предприятия отличаются друг от друга особенностями финансовой деятельности. Согласно закону, УП могут заниматься распределением прибыли только после того, как будут оплачены налоги и внесены остальные обязательные платежи. Таким образом средства накопляются в стимулирующих и социальных фондах. Эти же средства могут пойти на пополнение уставного капитала предприятия.

После уплаты налогов, средства можно направить на развитие предприятия:

  • Модернизация имеющегося оборудования и строительство новых объектов;
  • Применение новейших разработок;
  • Пополнение штата высококлассными специалистами для развития хозяйственной и экономической деятельности;
  • Финансирование программ, направленных на защиту окружающей среды.

8. Плюсы и минусы УП

Несмотря на это, что УП зависит от собственника её имущества, но всё равно можно выделить положительные стороны.

  • Постоянно ведется работа, которая покрывает потребности муниципалитета, района или государства;
  • У унитарного предприятия есть возможность осуществлять деятельность в том направлении, которая закрыта для других коммерческих организаций;
  • В своё распоряжение компания может получить имущество, которое не сможет получить другое юридическое лицо.
  • Каждый из финансово-экономических показателей находится под контролем владельца имущества. Кроме этого, это же лицо выбирает направление деятельности предприятия;
  • Определенную часть дохода необходимо ежегодно переводить на баланс муниципального образования, региона или государства;
  • Каждое решение, которое хочет принять начальник предприятия, должно обсуждаться с владельцем имущества. То же самое касается проведения всех разновидностей сделок.

Заключение

Большинство из УП преследуют цель удовлетворить конкретные потребности населения. Поэтому, государство иногда направляет дотации, предоставляет субсидии и разрабатывает программы лояльности для развития таких организаций. Но, это возможно только в том случае, если работа компании направлена на борьбу с существенными для народа проблемами.

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

неделимость передаваемого имущества;

наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

полученные кредитные и заемные средства;

начисленные суммы амортизационных отчислений;

осуществленные предприятием капитальные вложения;

полученные дотации из бюджета;

дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: